Оставить заявку
+7 (495) 786-35-11
+7 (800) 777-79-63
Меню
экспертиза сметной документации. эксклюзивно!

29 лет
успешной
работы

Лицензии,
аккредитации,
допуски СРО

Квалифи-
цированный
кадровый
состав

Современная
материально-
техническая
база

Работаем
по всей
России

Аргументированная
защита своих
заключений в суде


Типичные ошибки в проектной документации, представляемой на экспертизуarr

Стремление к необоснованной экономии средств на проектирование, как со стороны заказчиков, так и со стороны исполнителей создают не только несуразности, но и влекут серьезные ошибки. Но существуют и другие возможности ввести негосударственных экспертов в заблуждение.

В соответствии с ч. 6 ст 48 ГрК РФ заказчик передает проектировщику следующие исходные данные:

  • градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
  • результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);
  • технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).

Проектировщики включают эти документы в приложения к проектной документации и ссылаются на них в текстовых документах. Технически отсутствие технических условий на присоединение вновь строящихся объектов капитального строительства к действующим сетям инженерного обеспечения не препятствует выполнению проектных работ, т.к. мощность установок инженерного оборудования зданий и сооружений определяется нормируемыми потребностями, а не техническими условиями. В тех случаях, когда реальные потребности объекта капитального строительства в части инженерного оборудования превышают выделенные ранее параметры, технические условия подлежат корректировке. В отдельных случаях складывается ситуация, когда возможности существующих систем инженерного обеспечения недостаточны для обеспечения потребностей вновь строящегося или реконструируемого объекта капитального строительства. В этих случаях возникает задача создания новых систем инженерного обеспечения и модернизации и наращивания существующих систем. Оставим сейчас вопрос о распределении капитальных вложений между бюджетом, застройщиками и владельцами или эксплуатирующими организациями средств инженерного обеспечения объектов промышленного и гражданского строительства. В любом случае, ранее выданные технические условия подлежат корректировке.

В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 44 ГрК РФ в ГПЗУ должна содержаться «информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Технические условия на подключение к существующим инженерным сетям, за исключением сетей электроснабжения, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83 подготавливаются органами местного самоуправления при подготовке ГПЗУ. Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям определен постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861. В соответствии с указанным постановлением присоединение к существующим электрическим сетям осуществляется сетевой компанией.

Весьма радужная картина. Но в жизни технические условия на присоединение инженерным сетям, особенно это касается электрических сетей, на экспертизу не представляются, или представляются не полностью оформленными. Не представляются технические условия по самым разным причинам. Среди них есть и умысел застройщика. Часто застройщики умышленно не оформляют технические условия в установленном порядке, оставляя себе «лазейку», позволяющую несколько сократить свои расходы на оплату услуг сторонних организаций на случай «провала проекта».

Формально в соответствии с ч. 8 ст. 49 ГрК РФ неполнота документов, относящихся к исходным данным, в составе представленной на экспертизу документации является основанием для отказа в приеме документации на экспертизу. Несоответствие документации требованиям указанной нормы не позволяет дать ни положительное, ни отрицательно, заключение. Часто в этих целях, например, застройщиком необоснованно задерживается, например, подписание договора с электросетевой компанией, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861.

Учитывая, что отсутствие технических условий на подключение к инженерным сетям не препятствует подтверждению соответствия (несоответствия) проектных решений требованиям технических регламентов, и государственные, и негосударственные, экспертные учреждения и организации устанавливают в своих регламентах проведения экспертизы проектной документации, размещаемых в обязательном порядке на их официальных интернет-сайтах в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 50 ГрК РФ, процедуры, позволяющие отложить возврат заявителю проектной документации, если полностью укомплектовать документацию можно без ее возвращения. При этом в большинстве случаев начало обработки документации, как правило, связывают с подписанием договора и оплатой работ в размере, предусмотренном договором, а не с датой полной комплектации проектной документации. Например, в регламенте «Мосгосэкспертиза» в п. 2.5.2 записано: «В случае, если недостатки в представленных заявителем документах, послужившие основанием для отказа в принятии их на государственную экспертизу, можно устранить без возврата этих документов, устанавливается срок для устранения недостатков, который не должен превышать 30 дней». С другой стороны, в п. 3.1 записано: «Проведение государственной экспертизы начинается после оформления в установленном порядке договорных отношений и оплаты заявителем счета…».

Т.е. фактически заявитель, подписывая договор, сразу расписывается в том, что в случае подачи на экспертизу проектной документации без каких-либо документов, предусмотренных ст.49 ГрК РФ, он согласен с тем, что документация будет рассматриваться без недостающих документов, а заявитель обязуется их представить в сроки, установленные регламентом и договором. Регламент в соответствии с законом публичный документ, устанавливающий порядок проведения экспертизы проектной документации. Поэтому ссылки не незнакомство с этим документом безосновательны. Это сделано для создания прозрачности процедуры экспертизы. Эксперт и заявитель обязаны соблюдать порядок проведения экспертизы, изложенный в регламенте. Предупреждение о невозможности исполнения услуги экспертизы проектной документации при несоответствии документации, передаваемой на экспертизу, требованиям ч. 8 ст. 49 ГрК РФ, как это предусмотрено ст. 716 ГК РФ, не требуется, т.к. выполнение работ, которые могут не дать результата, фактически осуществляется с ведома и по желанию заявителя.

Тем не менее, экспертов должно настораживать длительное непредставление технических условий, т.к. формальных препятствий к их получению нет, и, как правило, это происходит, когда застройщик теряет интерес к проекту. Часто это сопровождается банкротством. Поэтому экспертным организациям целесообразно ограничивать срок предоставления документов 30÷45 днями, а главное выдерживать эти сроки. В соответствии с ч. 1 ст. 782: «Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов». За указанный срок экспертиза может быть практически завершена. Учитывая, что для организаций, выполняющих работы, в которых издержки в основном формируются за счет заработной платы и накладных расходов, нормальная прибыль составляет 30%, исполнитель вправе требовать не менее 70% в качестве реально понесенных расходов. Это справедливо когда цена договора определена строго по рекомендациям разд. VIII постановления Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145. Но, как правило, договорная стоимость проведения экспертизы в коммерческих организациях несколько ниже предельных. В этом случае доля издержек может повышаться. Доля издержек может быть 90÷95% от договорной цены.

Если без технических условий на подключение объекта к существующим инженерным сетям провести экспертизу провести технически возможно, но достичь результата невозможно, то без ГПЗУ не только невозможно выполнить экспертизу целого ряда обязательных разделов проектной документации и инженерные изыскания, но этого нельзя делать. При отсутствии ГПЗУ у нас фактически неизвестно конкретное расположение здания, параметры застройки, разрешенное использование земельного участка и многое другое. Но главное это то, что неизвестные вопросы относятся не к архитектурно-строительному проектированию, а к территориальному планированию и планировке территории, т.е. к виду градостроительной деятельности, предшествующему архитектурно-строительному проектированию, и которая осуществляется не только под контролем уполномоченных государственных учреждений, но и в значительной степени силами этих учреждений. Если ГПЗУ не получено на стадии проектирования, то его получение и соответствие проектной документации требованиям полученного с опозданием ГПЗУ практически равны нулю. А если такого соответствия нет, то вы его точно не получит без всяких вероятностей. Поэтому выдать отрицательное заключение у вас тоже не получится. ГПЗУ – это тот документ, отсутствие которого не может быть восполнено в процессе экспертизы, поэтому принимать проектную экспертизу без ГПЗУ не следует.

И еще об одном виде обязательных исходных данных, прямо не предусмотренных ГрК РФ, но необходимость которых установлена иными нормативно-правовыми актами. Это актуально для промышленных объектов в части транспортной составляющей, а также для самостоятельных транспортных объектов, прежде всего, автомобильных и железных дорог. Важнейшие вопросы проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации автомобильных и железных дорог регулируются законами:

  • Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В соответствии с ч. 2 ст. 16 федерального закона от 10 января 2003 г.

N 17-ФЗ: «Строительство и реконструкция железнодорожных путей необщего пользования, устройств, предназначенных для погрузки и выгрузки грузов, очистки и промывки вагонов, контейнеров, определение мест примыкания железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкают железнодорожные пути необщего пользования, и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта», - и далее: «Строительство новых железнодорожных путей необщего пользования осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого будут находиться такие железнодорожные пути».

В соответствии с нормами русского языка из приведенного выше текста следует, что согласования требует не только место примыкания железнодорожных путей, но и сам факт строительства или реконструкции железнодорожных путей или разгрузочно-погрузочных устройств на путях необщего пользования прямо или опосредованно примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.(Контроль федерального исполнительного органа власти в области железнодорожного транспорта распространяется только на пути необщего пользования, имеющим точку примыкания к путям общего пользования. Если это пути изолированные, не имеющие выход на сеть общего пользования, то на них закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ не распространяется). Федеральное Агентство «Росжелдор» (федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта) установил порядок согласования только в отношении определения мест примыкания железнодорожных путей необщего пользования к путям к путям общего пользования. Но это вовсе не означает, что согласовывать строительство или реконструкцию путей и устройств не требуется из-за того, что порядок не установлен.

назад

Фото-видео галерея