Оставить заявку
+7 (495) 786-35-11
+7 (800) 777-79-63
Меню
экспертиза сметной документации. эксклюзивно!

29 лет
успешной
работы

Лицензии,
аккредитации,
допуски СРО

Квалифи-
цированный
кадровый
состав

Современная
материально-
техническая
база

Работаем
по всей
России

Аргументированная
защита своих
заключений в суде


Все статьиarr

Подтверждение квалификации эксперта

NzyxhOQzfiDkBT54Pxnh.jpg

Для разрешения спорных вопросов, связанных с оценкой качественных или количественных характеристик объектов капитального строительства (зданий, сооружений, строений, инженерных коммуникаций), находящихся в процессе возведения (монтажа) или восстановления, эксплуатации, демонтажа, возникает необходимость в использовании специальных знаний, носителем которых является специальный субъект – «сведущее лицо».

Упоминание «сведущих людей» как носителей специальных сведений и навыков впервые появилось в Своде законов Российской империи 1832 г. А Устав уголовного судопроизводства 1864 г. Закрепил следующую формулировку: «Сведущие люди приглашаются в таких случаях, когда для точного уразумения встречающихся в деле обстоятельств необходимы специальные сведения или опытность в науке, ремесле, промысле или каком-либо занятии» (ст.325). Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 г. И его последующая редакция 1923 г. отказались от термина «сведущее лицо», заменив его «экспертом».

Согласно действующему процессуальному законодательству сведущее лицо привлекается к участию в судебном процессе в качестве эксперта либо специалиста. Эти формы участия отличаются по процессуальным требованиям, но в любом случае обладание специальными знаниями должно априори подтверждаться. Однако, само понятие специальных знаний в процессуальном законодательстве не раскрывается и вопрос о специальном характере тех или иных знаний, необходимых для установления значимых для дела обстоятельств, в каждом конкретном случае решается судом.

Термин «судебный эксперт» обозначает правовую (процессуальную) роль, на которую сведущее лицо назначается судом или иным уполномоченным органом. Процессуальная специфика деятельности судебного эксперта не в том, чтобы сформировать свою позицию, а в том, чтобы свое мнение мотивированно изложить в заключении, защитить его в суде, находясь, возможно под психологическим давлением той или иной стороны процесса. Дело в том, что стороны, в том числе в лице своих представителей (адвокатов), как правило, не располагая знаниями и аргументами для спора по существу экспертного заключения, предпочитают «цепляться» к эксперту по процедурным аспектам, имеющим процессуальное значение (ненадлежащее оповещение стороны о выходе на объект, непредставление полных данных о квалификации и т.д.). Следовательно, чтобы надлежащим образом выполнить процессуальную роль, судебный эксперт должен обладать не только специальными, но и процессуальными знаниями.

По смыслу положений процессуальных кодексов и ст.41 Федерального закона «О государственной судебной экспертной деятельности», судебная экспертиза может производиться как в государственных судебно-экспертных учреждениях государственными экспертами, так и вне этих учреждений, иными лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла.

В отношении государственных судебных экспертов обязательные профессиональные и квалификационные требования установлены указанным выше Федеральным законом. К ним относятся: определенный образовательный уровень, прохождение последующей специальной подготовки по конкретной экспертной специальности, определение квалификационного уровня и аттестация.

Проверка компетентности эксперта – трудноформализуемый процесс, и не представляется возможным предложить адекватный алгоритм для реализации в процессуальном формате, например, в судебном заседании. В настоящее время в распоряжении судей нет «системного» решения, поэтому проблема выбора эксперта как носителя специальных знаний в конкретной предметной области, границы которой априори очертить просто невозможно, разрешается эксклюзивно для каждого конкретного дела по усмотрению суда.


Фото-видео галерея