Заявленное увеличение строительства малоэтажного жилья не получает должного внимания и Государством не стимулируется. Решению проблемы должна предшествовать разработка, на базе достигнутых в мире успехов Программы Строительства Малоэтажного Жилья (ПСМЖ), которая должна впитать в себя так же и всю российскую специфику. И здесь уже сейчас можно твердо выделить следующие базовые принципы, которые должны лечь в основу ПСМЖ:
Одним из позитивных факторов развития жилищного строительства является дополнительный рост продаж в сегментах материалов и строительного оборудования. Гарантировать инвесторам, которые, как правило, представлены в малоэтажном строительстве малыми и средними предприятиями, полную государственную, таможенную и банковскую поддержку и в первую очередь на стадии разработки и утверждения генеральных планов застроек. Возложить (особенно в период освоения технологий) всю организационную работу по развитию отрасли, разработку нормативной и правой документации,консалтинговую помощь инвесторам, в первые 5-6 лет внедрения технологий, на создаваемое Федеральное агентство “Малоэтажное строительство“ (МС) с региональными филиалами. Рассмотрение и утверждение этих базовых принципов ПСМЖ создаст основу для скорейшей разработки развернутой программы. И в первом её разделе должны быть изложены схемы строительства социального жилья по доступным ценам.В то же время, анализируя показатели малоэтажного строительства в регионах (при сложившихся в них организационно-финансовых схемах и применяемых технологиях) можно сделать твердый вывод о неготовности страны к решению столь масштабной задачи. Как в части возможности привлечения необходимых материальных ресурсов и средств, так и по готовности отрасли к переходу на инновационные строительные технологии, без внедрения которых освоить предстоящие объемы работ практически невозможно. В то же время сложившаяся свободно-рыночная система, опирающаяся на повальный дефицит жилья и вытекающий из этого неконтролируемый рост цен, не способна и не нуждается (отсутствует реальная конкуренция) во внедрении прогрессивных и более экономичных решений мирового уровня.
Сегодня малоэтажное строительство плетется в хвосте тех технологических и финансово-экономических новаций, которые даже не обсуждаются. Развитые страны Запада сумели в сложнейшие послевоенные и последующие годы найти такие не стандартные решения, которые позволили им снять основное напряжение с обеспечением жильем наиболее многочисленной в те годы прослойки населения, материально не готовой приобретать жилье в собственность. Тем самым они решили основную социальную проблему на десятилетия вперед и одновременно создали нормальные условия для внутренних миграционных потоков, обеспечивших планомерное размещение по стране наиболее квалифицированных кадров и равную комфортность проживания по всей территории каждой из стран. Почему же у себя в России мы не нашли такой схемы?
Долгий период времени Государство несло бремя ответственности за состояние жилищной проблемы, народ был больше потребителем, где шансы каждого были уравнены системой. Сегодня наличие жилья, его качество и место проживание определяет «статусность» гражданина. Невозможность решить проблему жилья ставит его в ряд неудачников. И что делать добропорядочному человеку, имеющего образование, профессию, работающему, но не имеющему дохода, на который он мог бы приобрести достойное жильё? А если это семейный гражданин? Именно в этом и заключается проблема жилья!
Средний доход, работающего россиянина и средняя стоимость одного метра жилой площади не соизмеримы. Есть два пути решения: поднять доходы до соответствующего уровня по стоимости жилья или снизить его стоимость.
Первый путь комплексный и может решаться за счёт дополнительных государственных мероприятий или за счёт кредитных систем. Вторая составляющая проблемы, это снижение стоимости жилья, за счёт индустриализации процесса строительства, увеличения эффективности и увеличения производительности труда.
✔
В изъятие из ст. 6 - ой декрета от 20 августа 1918 г. «Предоставить коммунальным отделам право разрешать кооперативным объединениям и отдельным гражданам застройку тех городских участков, кои не могут быть в ближайшее время застроены средствами местных Исполкомов».
В этот период наряду с государственным и индивидуальным жилищным строительством большой размах получило жилищное кооперативное строительство, что способствовало мобилизации сил и средств населения на строительство благоустроенной жилой площади в городах. Рабочее жилищно - кооперативное строительство из года в год расширялось, в двадцатые годы, достигая почти половинного объема государственного жилищного строительства.
«Государство поощряет индивидуальное жилищное строительство. Застройщику отводится бесплатный земельный участок в размере до 600 кв. м в городах и до 1200 кв.м. вне городов, дается государственный кредит сроком на 7 лет с оплатой всего 2% по ссуде, оказывается помощь в самом процессе строительства. Отдельным категориям застройщиков предоставляется бесплатный лесосечный фонд для заготовок отраслевого леса. Мобилизация средств и трудовых ресурсов самого населения для индивидуального жилищного строительства облегчает на данном этапе задачу дальнейшего улучшения жилищных условий трудящихся».
«Общая сумма долгосрочных ссуд, предоставленных индивидуальным застройщикам, за три года послевоенной пятилетки достигли 4,5 млрд.рублей. Кроме всего этого, хозяйственные органы социалистического государства деятельно помогают трудящимся в самом процессе строительства: снабжают их нужными материалами, дешевым транспортом и т.п.»
Широкий размах получило индивидуальное жилищное строительство на селе. Только по РСФСР с 1943 по 1948 гг. колхозам, колхозникам, демобилизованным инвалидам Отечественной войны и семьям погибших было выделено из государственных средств более 1409 миллионов рублей в качестве долгосрочных ссуд на строительство.
Начиная с пятидесятых годов, работникам МТС ежегодно выделялись ссуды в размере 450 млн. рублей, причем ссуда выдавалась на 10 лет в размере до 12 тысяч рублей. Погашалась ссуда, начиная с третьего года с момента ее выдачи. Индивидуальным застройщикам, работникам МТС, со стороны государственных органов выделялись сборные двухквартирные и одноквартирные дома и строительные материалы (Кобалевский В.Л. «Жилищное строительство в пятой пятилетке», М., 1954 г., стр. 22).
✔
Большое внимание уделялось снижению стоимости жилищного строительства, путем широкого применения в строительстве местных и дешевых строительных материалов. За счёт улучшения проектирования жилых зданий с целью создания типовых проектов; внедрения индустриальных методов строительства, направленных на применение типовых блоков и конструкций в жилищном строительстве.
Несколько шире получили развитие индустриальные методы |строительства после принятого Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 11 февраля 1936 г. «Об улучшении строительного дела и об удешевлении строительства».
Мероприятия, проводимые на основе данного Постановления, способствовали механизации индустриализации строительства и переходу от кустарных методов дореволюционной строительной техники к индустриальным методам производства работ.
В 1939 году ХVШ съезд партии дал директиву превратить строительную индустрию из отсталой в передовую отрасль народного хозяйства с широким развитием комплексной механизации и применением стандартных строительных деталей и конструкций, построив для этого предприятия.
Указание на развитие индустриальных методов жилищного строительства имело место еще в первый период жилищной политики. Однако только в послевоенный период начался практический переход к индустриальным методам строительства по типовым
проектам жилых домов и с применением сборных конструкций.
«Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 - 1950 гг. предусматривает создание в нашей стране новой отрасли промышленности – фабрично - заводского производства сборных жилых домов и стандартизации деталей для домостроительства».
«За один лишь 1948 год, предприятия Главного управления стандартного домостроения, Министерства промышленности и строительных материалов СССР, выпустили 1655 индивидуальных и 2300 восьмиквартирных, двухэтажных каркасных и брусковых домов площадью в 640 т. кв.м. В текущем году с конвейеров домостроительных заводов и комбинатов будет сходить почти в 1,5 больше готовых домов, чем в 1948 году, а к концу пятилетки еще больше. Для повышения темпов жилищного строительства и его индустриализации Комитет по делам архитектуры при Совете Министров СССР разработал большое количество типовых проектов жилых домов с набором стандартных деталей и узлов. Это ускоряет заготовку их в заводских условиях и сборку на строительной площадке. Наши молодые заводы, вырабатывающие детали сборных домов, уже в 1948 году обеспечить своей продукцией строительство примерно 3 миллионов кв. метров жилой площади».
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1957 года «О развитии жилищного строительства в СССР». Медленно внедряются прогрессивные сборные конструкции заводского изготовления. Недостаточно применяются крупно - блочные и крупно - панельные конструкции и облегченные кирпичные кладки, отстает развитие заводского стандартного домостроения. Жилищное строительство в сельской местности также отстает от потребностей, что является следствием неудовлетворительной организации сельского строительства и его слабой производственно - технической базой. Далеко не во всех колхозах имеются постоянные строительные бригады, мало создано межколхозных строительных организаций и предприятий... (Что-то до боли знакомое!)
Анализируя применяемые меры сегодня, по решению проблемы жилья, можно констатировать, что нет системной работы Государства, а учитывая время и возможности, можно говорить об их низкой эффективности. Конечно, мы живём в другом мире, в другой формации, но проблема есть, и её решение необходимо искать, тем более, что эта задача Конституцией возложена на Государство. Для начала надо анализировать прошлые достижения, может повторить пройденный путь, с перспективой выхода на новые рубежи и на новые решения.
Дорогие и уважаемые наши Заказчики!
Хотим довести до вашего сведения одну очень важную информацию. Наше Правительство, заботясь о качестве предоставляемых в строительстве услуг, а также беспопокоясь о некотролируемом росте стоимости строительства, особенно за бюджетные деньги, внесло в Градостроительный Кодекс Российской Федерации некоторые изменения. Отныне, с 01.01.2020 года, сметную оценку стоимости строительства имеет право проводить только эксперт-сметчик, обладающий квалификационным аттестатом по направлению «Ценообразование и сметное нормирование», выданным Минстроем России.
На сегодняшний день, таких экспертов-сметчиков у нас в стране единицы. Но, Экспертный центр «ИНДЕКС», как ведущая экспертная организация России, в области строительства, заранее побеспокоилась об этом и все наши эксперты-сметчики прошли данную аттестацию. Поэтому в штате нашей организации имеется целый ряд квалифицированных аттестованных специалистов по ценообразованию и сметному нормированию.
Мы, всегда будем рады помочь вам, в любых, даже самых сложных вопросах обоснования сметной стоимости строительства, а также в спорных ситуациях, в том числе с ведомственными и надзорными органами, а также в случае судебных разбирательств.
С уважением, Генеральный директор Волощук Елена Ивановна