Миф № 1: В государственных аукционах «все куплено и поделено»
Миф о сговорах в госторгах имеет под собой основу, но ситуация не так плоха, как принято считать. Преимущественно сговоры присутствуют в крупных госзакупках, большинство же более мелких контрактов предлагаются на честных условиях. Нередко заказы получает вовсе единственный участник, так как другие компании, уверенные в существовании «сговора», напрасно проигнорировали хорошие заказы.
Специалисты отмечают, что практически все крупные предложения, которые исчисляются сотнями миллионов рублей, действительно имеют криминальный характер. Участники таких аукционов даже не стесняются открыто заявлять, что «тендер заточен» и имеется договоренность с организатором. Причем в сговоре может участвовать целая группа, в которую входит заказчик, участник закупки, представители местных органов власти, а также представители контролирующих органов.
Однако количество крупных заказов не так велико, поэтому в большинстве государственных закупок можно и нужно участвовать.
Кроме того, последние годы Ассоциация Участников Закупок активно и успешно борется даже с крупными нарушениями, связанными с «договоренностями» при проведении аукционов. А Центр Заключения Контрактов, в свою очередь, даже предлагает услуги по «расточке» криминальных торгов. Не так давно ЦЗК добился пересмотра результатов крупного аукциона на строительство дорог в одном из регионов России, где заинтересованным лицом сделки выступал губернатор. Даже наличие политического прикрытия не помогло участникам сговора осуществить сделку.
Миф № 2: Государство предлагает самое большое количество контрактов
Заказов, которые финансируются из госбюджета, в нашей стране действительно много. Государство инвестирует в крупные строительные проекты, в развитие объектов социальной сферы, систему ЖКХ и т.д. За счет того, что такие работы привлекают внимание общественности и СМИ, создается ощущение, будто государство является самым крупным заказчиком, однако на практике это не так. Если совокупный объем государственных заказов в 2015 году составил 6,5 триллионов рублей, то в коммерческих закупках эта цифра в 4 раза больше: 23 триллиона. Как прогнозируют эксперты, эта разница будет только увеличиваться.
Миф № 3: Государственный контракт проще получить
Уверенные в этом мифе компании активно участвуют в госзакупках: количество зарегистрированных заказчиков на государственных электронных торговых площадках составляет 257 тысяч, но в коммерческих закупках зарегистрированы 80 тысяч. Это означает, что получить контракт в коммерческой сфере гораздо проще, так как там меньше конкуренция.
Хотя стоит признать, что коммерческие заказы отличаются более высокими требованиями к поставщикам товаров и услуг или вовсе ставят участникам порой невыполнимые условия. Поэтому частично данный миф о «простоте» госзакупок имеет реальное подтверждение.
Миф № 4: Государство лучше платит
Некоторые компании желают получить государственный заказ лишь потому, что госкомпании, в отличие от частного бизнеса, якобы имеют финансовую стабильность и являются более надежным партнером в плане выполнения договорных отношений.
Специалисты Центра Заключения Контрактов утверждают, что надежность государства, как заказчика, не более чем миф. Бюджетные средства являются нестабильным фактором, особенно в период сокращения бюджетных издержек. От многих проектов государство может легко отказаться, либо затягивает финансирование, отказывается под различными предлогами в принятии выполненных работ и т.д. В результате таких действий исполнитель может существенно пострадать. А вот коммерческие компании планируют свою деятельность более обдуманно и принимают финансово взвешенные решения: если заказчик изначально был заинтересован в реализации проекта, то скорей всего доведет до конца, так как не просто планировал свой бюджет, а имел фактические средства на его реализацию.
Кроме того, в пользу коммерческих контрактов говорит и тот факт, что именно частные компании предлагают более высокие цены на товары / услуги и более стабильно платят исполнителям. У государственных компаний не всегда имеются в наличии свободные средства, иногда приходится месяцами ждать расчета по выполненным работам. К тому же государственные заказчики не любят использовать предоплату, а это еще один существенный минус с точки зрения исполнителей. Поэтому представления о государстве как идеальном заказчике на практике не всегда находят подтверждение.
Дорогие и уважаемые наши Заказчики!
Хотим довести до вашего сведения одну очень важную информацию. Наше Правительство, заботясь о качестве предоставляемых в строительстве услуг, а также беспопокоясь о некотролируемом росте стоимости строительства, особенно за бюджетные деньги, внесло в Градостроительный Кодекс Российской Федерации некоторые изменения. Отныне, с 01.01.2020 года, сметную оценку стоимости строительства имеет право проводить только эксперт-сметчик, обладающий квалификационным аттестатом по направлению «Ценообразование и сметное нормирование», выданным Минстроем России.
На сегодняшний день, таких экспертов-сметчиков у нас в стране единицы. Но, Экспертный центр «ИНДЕКС», как ведущая экспертная организация России, в области строительства, заранее побеспокоилась об этом и все наши эксперты-сметчики прошли данную аттестацию. Поэтому в штате нашей организации имеется целый ряд квалифицированных аттестованных специалистов по ценообразованию и сметному нормированию.
Мы, всегда будем рады помочь вам, в любых, даже самых сложных вопросах обоснования сметной стоимости строительства, а также в спорных ситуациях, в том числе с ведомственными и надзорными органами, а также в случае судебных разбирательств.
С уважением, Генеральный директор Волощук Елена Ивановна