В этой непростой ситуации многие компании мог бы выручить экспорт. Однако он сокращается, а вот импорт строительных материалов, напротив, растет. То есть ситуация прямо противоположная той, которая нам сегодня необходима.
Почему же не растет экспорт стройматериалов?
Отсутствует поддержка со стороны государства. Для выхода на международные рынки предприятиям не хватает элементарных знаний и опыта, не говоря уже о средствах. Во многих случаях отечественные заказчики предпочитают импортные поставки, даже не имея представлений об отечественных аналогах. А это, в свою очередь, дестимулирует наши компании осваивать новую современную продукцию.
Между тем такие возможности есть. Но для этого требуется грамотная финансовая политика, которая бы позволяла малому бизнесу быстро перестраивать производство в соответствии с меняющейся конъюнктурой.
Последнее жизненно необходимо, поскольку сегодня рынок предлагает много новых технологий и материалов. К сожалению, существующие в России барьеры на пути их внедрения — не только технологические, финансовые или связанные с отсутствием спроса. Этому мешают и старые прейскуранты, в которых нет новых позиций. Вопрос застарелый, но пока так и не решенный.
Однако корни проблемы находятся еще глубже. Часто использование старых материалов и технологий закладывается еще на стадии проектирования. За рубежом в применении новых материалов заинтересованы, прежде всего, подрядчики.
Их цель — сэкономить средства на строительство, снизить его себестоимость. Вместе с заказчиками подрядные компании согласовывают порядок и объемы применения новых материалов, показывают соответствующие сертификаты, на основе которых и принимается окончательное решение.
Способствует внедрению и практика обязательного страхования объектов, при этом сумма страховки делится между заказчиками и подрядчиками.
У нас же все не так. По закону о техническом регулировании на новые материалы должны быть приняты ГОСТы или своды правил. Но их, как правило, не существует. Нельзя сделать и экспертизу по применению новинок. А раз нет ГОСТов, стандартов, новых правил — то и использовать новые материалы затруднительно. По сути дела, на внедрение новых материалов и технологий опущен железный занавес.
Вот яркий пример такой ситуации. Проектанты предложили сделать из полимерных конструкций пешеходный переход через дорогу. Цель — снизить себестоимость работ, тем более что подобные объекты успешно эксплуатируются. И что в итоге? Заказчик этот вариант не согласовал. Его вердикт был таким: «Идите по традиционному пути».
К слову, до 2007 года имелась возможность с помощью экспертизы доказать правильность и безопасность применения нового материала. Но затем законодательство изменилось, и теперь оно требует заново писать спецтехусловия на каждый объект. А то, что эффективность использования материала или технологии уже проверены, в расчет не принимается.
На Западе все иначе: там делают временные техусловия, и после внедрения новшества утверждают их на государственном уровне. У нас же создана такая громоздкая система, что большинство заказчиков не берут на себя ответственность по внедрению инновационных материалов, даже если это не несет изменений конструктивных характеристик объекта. Хотя закон позволяет так делать.
Впрочем, что говорить. У нас даже с терминологией далеко не все ясно. Например, не существует четкого определения, что такое инновационные материалы. А чтобы их зарегистрировать, нужно минимум полтора года.
Однако, и в этих неблагоприятных условиях можно искать и находить способы для продвижения инноваций. В 2011 году был принят закон о предстандартах. Он позволяет разрабатывать и внедрять новые материалы. Этот инструмент можно использовать в течение трех лет, и если есть положительные результаты, новая разработка получает право на жизнь.
Особенность предстандартов в том, что они предусматривают публичное обсуждение и коллективное принятие решения. Но для их более активного использования требуются стимулы. Например, в Китае, если применяются новые материалы, компания на два года освобождается от уплаты налогов.
У нас подобной практики просто не существует.
Дорогие и уважаемые наши Заказчики!
Хотим довести до вашего сведения одну очень важную информацию. Наше Правительство, заботясь о качестве предоставляемых в строительстве услуг, а также беспопокоясь о некотролируемом росте стоимости строительства, особенно за бюджетные деньги, внесло в Градостроительный Кодекс Российской Федерации некоторые изменения. Отныне, с 01.01.2020 года, сметную оценку стоимости строительства имеет право проводить только эксперт-сметчик, обладающий квалификационным аттестатом по направлению «Ценообразование и сметное нормирование», выданным Минстроем России.
На сегодняшний день, таких экспертов-сметчиков у нас в стране единицы. Но, Экспертный центр «ИНДЕКС», как ведущая экспертная организация России, в области строительства, заранее побеспокоилась об этом и все наши эксперты-сметчики прошли данную аттестацию. Поэтому в штате нашей организации имеется целый ряд квалифицированных аттестованных специалистов по ценообразованию и сметному нормированию.
Мы, всегда будем рады помочь вам, в любых, даже самых сложных вопросах обоснования сметной стоимости строительства, а также в спорных ситуациях, в том числе с ведомственными и надзорными органами, а также в случае судебных разбирательств.
С уважением, Генеральный директор Волощук Елена Ивановна