Оставить заявку
+7 (495) 786-35-11
+7 (800) 777-79-63
Меню
экспертиза сметной документации. эксклюзивно!

29 лет
успешной
работы

Лицензии,
аккредитации,
допуски СРО

Квалифи-
цированный
кадровый
состав

Современная
материально-
техническая
база

Работаем
по всей
России

Аргументированная
защита своих
заключений в суде


Все статьиarr

Доклад на первом общероссийском съезде организаций экспертизы в строительстве

Как член Оргкомитета по подготовке съезда, я прекрасно осведомлен, что в этом зале в большинстве своем присутствуют представители организаций экспертизы проектов и, конечно же всех, интересуют перспективы развития именного этого института. В то же время, я являюсь руководителем экспертной организации, которая уже 17 лет оказывает услуги в области конфликтной экспертизы в строительстве, связанной с вопросами качества, объемов и стоимости фактически выполненных работ на любой стадии жизненного цикла объекта недвижимости - будь то изыскания, проектирование, строительство или эксплуатация. Поэтому мне, как и моим коллегам, хорошо известна емкость этого направления деятельности. Каждая вторая судебно-арбитражная экспертиза связана со строительством. Только в прошлом году в стране было проведено более 100000 таких арбитражных экспертиз и 80% из них проведены негосударственными экспертными организациями.

На сегодняшний день, строительная экспертиза объединяет два направления деятельности - экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий и конфликтную строительно-техническую экспертизу, включая судебную. Они сопоставимы по объему и равнозначны с точки зрения защиты как публичных, так и частных интересов. В то же время, регулирование отношений в каждом из указанных сегментов полярно различается и характеризуется, с одной стороны, государственной монополией на экспертизу проектной документации, а с другой, фактической анархией в сфере конфликтной экспертизы.

Допуск лиц к деятельности в сегменте конфликтной экспертизы никак не регламентируется и отдан на откуп рыночным механизмам. Более того, как показывает судебная практика, даже процедура доступа лиц в качестве экспертов в судебный процесс также упрощена до предела. Вследствие этого, рынок конфликтной экспертизы наводнен сомнительными организациями и псевдоэкспертами, что создает немалые трудности как судьям, так и участникам строительного процесса при выборе экспертной организации и определения ее профессиональной компетенции.

Допуск негосударственных организаций к обязательной экспертизе проектов также требует обеспечения защиты публичных интересов. Различные механизмы предлагаются, но не реализуются. В связи с этим актуальным становится вопрос установления критериев профессиональной состоятельности экспертной организации как в области экспертизы проектов, так и в области конфликтной экспертизы.

Считаю, что установление подобных требований не является бюрократическим барьером, а необходимо в целях защиты как публичных, так и частных интересов.

Каковы же требования, предъявляемые к аккредитуемым организациям в настоящее время? Постановление 1070 устанавливает минимальные квалификационные требования, полагаю, что всем они известны.

Законопроект "О внесении изменений в ГрадКодекс ..." расширяет перечень этих минимальных требований, и дополнительно распространяет на них процедуру аттестации специалистов, применяемую в настоящее время только в отношении государственных экспертов.

Существует и другой законопроект - «Об аккредитации в РФ» (предложенный Минэкономразвития), который устанавливает требования к организациям, аккредитуемым в сфере оценки соответствия, к которой относится и вся строительная экспертиза. Этот законопроект, наряду со штатной численностью и квалификацией, закрепляет и другие требования к аккредитуемым организациям: внедрение системы менеджмента качества, учет и документирование результатов деятельности, материально-техническая оснащенность и другие.

Наиболее дискуссионным во всех этих предложениях является вопрос о штатной численности экспертов в аккредитуемой организации. По этому вопросу существуют различные мнения: Действующая отраслевая процедура аккредитации требует наличия 8 специалистов – для экспертизы проектов и двух специалистов – для экспертизы результатов инженерных изысканий, причем не обязательно штатных.

Законопроект «О внесении изменений в ГрадКодекс» - требует наличия не менее восьми аттестованных Минрегионом экспертов именно в штате организации.

Законопроект « Об аккредитации в РФ» - требует наличия не менее трех экспертов-специалистов так же в штате юридического лица.

Существует мнение, что вообще нет необходимости требования наличия в экспертной организации штатных экспертов, что необходимо формировать экспертные группы под конкретный проект, привлекая при этом лучших специалистов по различным разделам, а аккредитацию экспертной организации осуществлять в заявительном порядке.

Я же, к примеру, считаю, что необходимо ужесточать барьерные требования для входа на рынок строительной экспертизы и поддерживаю требования Законопроекта "О внесении изменений в Градкодекс ..." о наличии в штате как минимум восьми экспертов, согласно количеству разделов проектной документации, касаемых безопасности зданий и сооружений.

Другими словами, палитра мнений по этому поводу разнообразна и поэтому выработка необходимых и достаточных требований профессионального сообщества к организациям, претендующим работать на рынке строительной экспертизы является ещё одним направлением деятельности создаваемого Национального объединения.

В то же время, хочу сказать коллегам, что создавая критерии состоятельности экспертных организаций, мы все должны понимать, что занижая барьерные требования, мы можем снизить качество экспертных услуг и разрушить отлаженный механизм государственной экспертизы проектов, превратив сферу нашей профессиональной деятельности в поле битвы фирм-однодневок за снижение цены и подписание положительного заключения в режиме "чего изволите".

Завершая свое выступление, хочу отметить, что пока законопроекты и Минрегиона России и Минэкономразвития только предлагают различные модели регулирования отношений в экспертизе, но до сих пор не сделано самое главное – не предоставлена возможность проведения негосударственной экспертизы проектной документации на альтернативной основе, чтобы положительное заключение негосударственной экспертизы являлось основанием для получения разрешения на строительство. Считаю, что первоочередная задача создаваемого Национального объединения добиться в ближайшее время принятия Закона "О внесении изменений в ГрадКодекс РФ".

По моему мнению, подход, предложенный этим законопроектом, адекватен современному положению вещей. Он решает сразу две задачи: и допуск негосударственных организаций к сегменту обязательной экспертизы проектов и введение механизмов аттестации, аккредитации, имущественной и профессиональной ответственности экспертов, вне зависимости от формы собственности экспертной организации, что является неотъемлемой частью законодательного уравнивания прав государственной и негосударственной экспертизы.

Поэтому предлагаю поддержать и данный законопроект и создание Национального объединения организаций экспертизы в строительстве.

Генеральный директор
Экспертного Центра "ИНДЕКС",
доктор экономических наук,
Почетный строитель России С.Д.Волощук.


Фото-видео галерея