Как член Оргкомитета по подготовке съезда, я прекрасно осведомлен, что в этом зале в большинстве своем присутствуют представители организаций экспертизы проектов и, конечно же всех, интересуют перспективы развития именного этого института. В то же время, я являюсь руководителем экспертной организации, которая уже 17 лет оказывает услуги в области конфликтной экспертизы в строительстве, связанной с вопросами качества, объемов и стоимости фактически выполненных работ на любой стадии жизненного цикла объекта недвижимости - будь то изыскания, проектирование, строительство или эксплуатация. Поэтому мне, как и моим коллегам, хорошо известна емкость этого направления деятельности. Каждая вторая судебно-арбитражная экспертиза связана со строительством. Только в прошлом году в стране было проведено более 100000 таких арбитражных экспертиз и 80% из них проведены негосударственными экспертными организациями.
На сегодняшний день, строительная экспертиза объединяет два направления деятельности - экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий и конфликтную строительно-техническую экспертизу, включая судебную. Они сопоставимы по объему и равнозначны с точки зрения защиты как публичных, так и частных интересов. В то же время, регулирование отношений в каждом из указанных сегментов полярно различается и характеризуется, с одной стороны, государственной монополией на экспертизу проектной документации, а с другой, фактической анархией в сфере конфликтной экспертизы.
Допуск лиц к деятельности в сегменте конфликтной экспертизы никак не регламентируется и отдан на откуп рыночным механизмам. Более того, как показывает судебная практика, даже процедура доступа лиц в качестве экспертов в судебный процесс также упрощена до предела. Вследствие этого, рынок конфликтной экспертизы наводнен сомнительными организациями и псевдоэкспертами, что создает немалые трудности как судьям, так и участникам строительного процесса при выборе экспертной организации и определения ее профессиональной компетенции.
Допуск негосударственных организаций к обязательной экспертизе проектов также требует обеспечения защиты публичных интересов. Различные механизмы предлагаются, но не реализуются. В связи с этим актуальным становится вопрос установления критериев профессиональной состоятельности экспертной организации как в области экспертизы проектов, так и в области конфликтной экспертизы.
Считаю, что установление подобных требований не является бюрократическим барьером, а необходимо в целях защиты как публичных, так и частных интересов.
Каковы же требования, предъявляемые к аккредитуемым организациям в настоящее время? Постановление 1070 устанавливает минимальные квалификационные требования, полагаю, что всем они известны.
Законопроект "О внесении изменений в ГрадКодекс ..." расширяет перечень этих минимальных требований, и дополнительно распространяет на них процедуру аттестации специалистов, применяемую в настоящее время только в отношении государственных экспертов.
Существует и другой законопроект - «Об аккредитации в РФ» (предложенный Минэкономразвития), который устанавливает требования к организациям, аккредитуемым в сфере оценки соответствия, к которой относится и вся строительная экспертиза. Этот законопроект, наряду со штатной численностью и квалификацией, закрепляет и другие требования к аккредитуемым организациям: внедрение системы менеджмента качества, учет и документирование результатов деятельности, материально-техническая оснащенность и другие.
Наиболее дискуссионным во всех этих предложениях является вопрос о штатной численности экспертов в аккредитуемой организации. По этому вопросу существуют различные мнения: Действующая отраслевая процедура аккредитации требует наличия 8 специалистов – для экспертизы проектов и двух специалистов – для экспертизы результатов инженерных изысканий, причем не обязательно штатных.
Законопроект «О внесении изменений в ГрадКодекс» - требует наличия не менее восьми аттестованных Минрегионом экспертов именно в штате организации.
Законопроект « Об аккредитации в РФ» - требует наличия не менее трех экспертов-специалистов так же в штате юридического лица.
Существует мнение, что вообще нет необходимости требования наличия в экспертной организации штатных экспертов, что необходимо формировать экспертные группы под конкретный проект, привлекая при этом лучших специалистов по различным разделам, а аккредитацию экспертной организации осуществлять в заявительном порядке.
Я же, к примеру, считаю, что необходимо ужесточать барьерные требования для входа на рынок строительной экспертизы и поддерживаю требования Законопроекта "О внесении изменений в Градкодекс ..." о наличии в штате как минимум восьми экспертов, согласно количеству разделов проектной документации, касаемых безопасности зданий и сооружений.
Другими словами, палитра мнений по этому поводу разнообразна и поэтому выработка необходимых и достаточных требований профессионального сообщества к организациям, претендующим работать на рынке строительной экспертизы является ещё одним направлением деятельности создаваемого Национального объединения.
В то же время, хочу сказать коллегам, что создавая критерии состоятельности экспертных организаций, мы все должны понимать, что занижая барьерные требования, мы можем снизить качество экспертных услуг и разрушить отлаженный механизм государственной экспертизы проектов, превратив сферу нашей профессиональной деятельности в поле битвы фирм-однодневок за снижение цены и подписание положительного заключения в режиме "чего изволите".
Завершая свое выступление, хочу отметить, что пока законопроекты и Минрегиона России и Минэкономразвития только предлагают различные модели регулирования отношений в экспертизе, но до сих пор не сделано самое главное – не предоставлена возможность проведения негосударственной экспертизы проектной документации на альтернативной основе, чтобы положительное заключение негосударственной экспертизы являлось основанием для получения разрешения на строительство. Считаю, что первоочередная задача создаваемого Национального объединения добиться в ближайшее время принятия Закона "О внесении изменений в ГрадКодекс РФ".
По моему мнению, подход, предложенный этим законопроектом, адекватен современному положению вещей. Он решает сразу две задачи: и допуск негосударственных организаций к сегменту обязательной экспертизы проектов и введение механизмов аттестации, аккредитации, имущественной и профессиональной ответственности экспертов, вне зависимости от формы собственности экспертной организации, что является неотъемлемой частью законодательного уравнивания прав государственной и негосударственной экспертизы.
Поэтому предлагаю поддержать и данный законопроект и создание Национального объединения организаций экспертизы в строительстве.
Генеральный директор
Экспертного Центра "ИНДЕКС",
доктор экономических наук,
Почетный строитель России С.Д.Волощук.
Дорогие и уважаемые наши Заказчики!
Хотим довести до вашего сведения одну очень важную информацию. Наше Правительство, заботясь о качестве предоставляемых в строительстве услуг, а также беспопокоясь о некотролируемом росте стоимости строительства, особенно за бюджетные деньги, внесло в Градостроительный Кодекс Российской Федерации некоторые изменения. Отныне, с 01.01.2020 года, сметную оценку стоимости строительства имеет право проводить только эксперт-сметчик, обладающий квалификационным аттестатом по направлению «Ценообразование и сметное нормирование», выданным Минстроем России.
На сегодняшний день, таких экспертов-сметчиков у нас в стране единицы. Но, Экспертный центр «ИНДЕКС», как ведущая экспертная организация России, в области строительства, заранее побеспокоилась об этом и все наши эксперты-сметчики прошли данную аттестацию. Поэтому в штате нашей организации имеется целый ряд квалифицированных аттестованных специалистов по ценообразованию и сметному нормированию.
Мы, всегда будем рады помочь вам, в любых, даже самых сложных вопросах обоснования сметной стоимости строительства, а также в спорных ситуациях, в том числе с ведомственными и надзорными органами, а также в случае судебных разбирательств.
С уважением, Генеральный директор Волощук Елена Ивановна