Оставить заявку
+7 (495) 786-35-11
+7 (800) 777-79-63
Меню
экспертиза сметной документации. эксклюзивно!

29 лет
успешной
работы

Лицензии,
аккредитации,
допуски СРО

Квалифи-
цированный
кадровый
состав

Современная
материально-
техническая
база

Работаем
по всей
России

Аргументированная
защита своих
заключений в суде


Все статьиarr

Требования, предъявляемые к судебным экспертам

Оценочная компания.jpg

В си­лу ст. 7, 8 №73-ФЗ «О го­сударс­твен­ной су­деб­но-эк­спертной де­ятель­нос­ти» при про­из­водс­тве су­деб­ной эк­спер­ти­зы эк­сперт дол­жен быть не­зави­сим, он не мо­жет на­ходить­ся в ка­кой-ли­бо за­виси­мос­ти от ор­га­на или ли­ца, наз­на­чив­ших су­деб­ную эк­спер­ти­зу, сто­рон и дру­гих лиц, за­ин­те­ресо­ван­ных в ис­хо­де де­ла.

Согласно процессуальному законодательству, при назначении лица в качестве судебного эксперта, суд должен убедиться в
  • компетентности, то есть владении лицом специальными знаниями;
  • независимости, т.е., что лицо не связано личной (прямой или косвенной) заинтересованностью в исходе дела, а также иными обстоятельствами, ставящими под сомнение объективность эксперта.

Несоответствие любому из этих требований служит основанием для отвода эксперта.

Что касается компетентности эксперта, суд проверяет лишь формальные атрибуты сведущего лица, обсуждает его специальную компетентность (а не его специальные знания) и осуществляет выбор эксперта (экспертного учреждения) по своему усмотрению с учетом мнения лиц, участвующих в деле.

После выполнения судебной экспертизы Эк­сперт да­ет зак­лю­чение, ос­но­выва­ясь на ре­зуль­та­тах про­веден­ных ис­сле­дова­ний в со­от­ветс­твии со сво­ими спе­ци­аль­ны­ми зна­ни­ями. 

Наиболее доступным критерием для проверки специальной компетенции сведущего лица является соответствующее профессиональное образование, предпочтительным является:

  • Высшее профессиональное образование в этой области.
  • При выборе сведущего лица на процессуальную роль эксперта, суд рассчитывает получить от него ответы на поставленные вопросы. Сведущее лицо сможет ответить на вопросы, если оно не только обладает специальными знаниями в соответствующей предметной области, но и обладает навыками проведения исследования, способно подготовить мотивированное заключение по его результатам. Высшее образование предполагает получение обучающимся навыков и умений исследовательской деятельности.
  • Другим критерием проверки специальной компетентности сведущего лица может служить наличие профессионального опыта. Указанный критерий более информативен по равнению с образовательным цензом, но в отличие от него менее формализован. Дело в том, что предметная область строительно-технической экспертизы достаточно обширна. На практике нередки случаи, когда выбранные для проведения конкретной экспертизы эксперты по своему профессиональному опыту оказываются узкоспециализированными в рамках предметной области и некомпетентными в вопросах, выходящих за пределы их специализации.
  • В судебном процессе понятия «компетентность» и «независимость» совместны. При выборе эксперта (экспертной организации) следует одновременно руководствоваться критерием независимости. Экспертиза должна быть независимой, у сторон по делу не должно возникать сомнений в объективности экспертного заключения. Проверка независимости эксперта необходима и с точки зрения выявления возможных оснований для его отвода.

Независимость эксперта определена как процессуальным законодательством (ст.18 ГПК РФ, ст.23 АПК РФ), так и Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ст.7). Эксперт не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Закон исключает участие эксперта в процессе и при его личной заинтересованности в исходе дела: он не может выступать в этом качестве, если уже занимал иное, предусмотренное законом, процессуальное положение в деле либо находится в родственных отношениях с лицом, участвующим в деле.

В отличие от требований компетентности проверка эксперта на предмет его независимости несложна для суда по существу, но трудоемка чисто технически и невозможна без участия сторонних лиц (органов, организаций и граждан). Вследствие отсутствия или неполноты информации о кандидатурах экспертов, неосведомленности об аффилированности экспертных организаций с участниками процесса или взаимозависимости по иным основаниям, предусмотренным ст.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суд не в состоянии отслеживать указанные связи. Главную роль здесь должны играть стороны и другие заинтересованные лица, реализуя возложенное на них бремя доказывания в условиях состязательности процесса. Именно они несут риск наступления последствий совершения или не совершения, или процессуальных действий (ст.9 АПК РФ).

Сто­ит пом­нить, что в сво­их эк­спертных зак­лю­чени­ях лю­бой эк­сперт дол­жен быть бес­пристрас­тным, опи­рать­ся на свои зна­ния и за­коно­датель­ные нор­мы, а под­пи­сан­ное им зак­лю­чение дол­жно со­от­ветс­тво­вать дей­ству­юще­му за­коно­датель­ству.

Лю­бой Эк­сперт дол­жен про­водить ис­сле­дова­ния объ­ек­тивно, на стро­го на­уч­ной и прак­ти­чес­кой ос­но­ве, в пре­делах со­от­ветс­тву­ющей спе­ци­аль­нос­ти, всес­то­рон­не и в пол­ном объ­еме. 

Следует также иметь ввиду, что правовой статус судебного эксперта закреплен процессуальными кодексами,Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ» «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и иными федеральными законами. В той мере, в какой процессуальные положения Федерального закона от 31 мая 2001 г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» расходится с правилами ГПК РФ, АПК РФ, применению подлежат последние.

Су­деб­ная эк­спер­ти­за яв­ля­ет­ся од­ним из на­ибо­лее на­деж­ных средств до­казы­вания. Ес­ли в хо­де рас­смот­ре­ния де­ла не­об­хо­димо разъ­яс­нить воз­ни­ка­ющие воп­ро­сы, тре­бу­ющие спе­ци­аль­ных зна­ний, ар­битраж­ный суд наз­на­ча­ет эк­спер­ти­зу по хо­датай­ству ли­ца, учас­тву­юще­го в де­ле, с сог­ла­сия лиц, учас­тву­ющих в де­ле, или по собс­твен­ной ини­ци­ати­ве (часть 1 статьи 82 Ар­битраж­но­го про­цес­су­аль­но­го ко­дек­са Рос­сий­ской Фе­дера­ции; да­лее - АПК РФ).

Ар­битраж­ное про­цес­су­аль­ное за­коно­датель­ство да­ет пра­во ли­цам, учас­тву­ющим в де­ле, пред­ста­вить в суд воп­ро­сы, ко­торые дол­жны быть раз­ре­шены при про­веде­нии эк­спер­ти­зы, хо­датай­ство­вать о прив­ле­чении в ка­чес­тве эк­спер­тов ука­зан­ных ими лиц, а так­же о про­веде­нии эк­спер­ти­зы в кон­крет­ном эк­спертном уч­режде­нии (час­ти 2 и 3 статьи 82 АПК РФ). 

Та­ким об­ра­зом, вы­бор эк­спер­та или эк­спертной ор­га­низа­ции, оцен­ка ком­пе­тен­тнос­ти эк­спер­та ста­новят­ся од­ним из слож­ных мо­мен­тов при наз­на­чении эк­спер­ти­зы су­дом.

Ква­лифи­каци­он­ные тре­бова­ния к эк­спер­там го­сударс­твен­но­го су­деб­но-эк­спертно­го уч­режде­ния ус­та­нов­ле­ны стать­ей 13 Фе­дераль­но­го за­кона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О го­сударс­твен­ной су­деб­но-эк­спертной де­ятель­нос­ти в Рос­сий­ской Фе­дера­ции" (да­лее - За­кон о го­сударс­твен­ной эк­спертной де­ятель­нос­ти). Го­сударс­твен­ные эк­спер­ты име­ют выс­шее об­ра­зова­ние, со­от­ветс­тву­ющее эк­спертно­му про­филю, про­ходят до­пол­ни­тель­ную про­фес­си­ональ­ную под­го­тов­ку по кон­крет­ной эк­спертной спе­ци­аль­нос­ти, ат­тесту­ют­ся эк­спертно-ква­лифи­каци­он­ны­ми ко­мис­си­ями на пра­во са­мос­то­ятель­но­го про­из­водс­тва эк­спер­тиз по этой спе­ци­аль­нос­ти.

Ком­пе­тен­тность эк­спер­та под­твержда­ет­ся сви­детель­ством на пра­во са­мос­то­ятель­но­го про­из­водс­тва эк­спер­тиз, вы­дача ко­торо­го про­ис­хо­дит толь­ко пос­ле про­хож­де­ния эк­спер­том до­пол­ни­тель­но­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния и ат­теста­ции, в стро­гом со­от­ветс­твии с ве­домс­твен­ны­ми нор­ма­тив­ны­ми ак­та­ми. Для го­сударс­твен­ных эк­спер­тов ут­вер­жде­ны ме­тоди­чес­кие ма­тери­алы, на ос­но­вании ко­торых про­из­во­дит­ся ис­сле­дова­ние, за­коно­датель­но ус­та­нов­лен по­рядок кон­тро­ля ка­чес­тва про­из­водс­тва ис­сле­дова­ний, по­рядок по­выше­ния ква­лифи­кации. Ком­пе­тен­тность эк­спер­та в слу­чае наз­на­чения эк­спер­ти­зы ли­цу, не яв­ля­юще­муся го­сударс­твен­ным су­деб­ным эк­спер­том, под­ле­жит оцен­ке су­дом. При этом нор­ма­тив­но-пра­вовой рег­ла­мен­та­ции тре­бова­ний к ква­лифи­кации не­госу­дарс­твен­но­го эк­спер­та, рав­но как и к под­твержда­ющим ква­лифи­кацию до­кумен­там, за­коно­датель­но не ус­та­нов­ле­но.

По­ложе­ния статьи 13 За­кона о го­сударс­твен­ной эк­спертной де­ятель­нос­ти, сог­ласно статье 41 это­го же За­кона, на не­госу­дарс­твен­ных эк­спер­тов не рас­простра­ня­ют­ся. АПК РФ так­же не ус­та­нов­ле­ны ни тре­бова­ния к ком­пе­тен­ции эк­спер­та, ни пе­речень не­об­хо­димых под­твержда­ющих до­кумен­тов.

Толь­ко пун­ктом 2 Пос­та­нов­ле­ния Пле­нума Выс­ше­го Ар­битраж­но­го Су­да Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 04.04.2014 N 23 "О не­кото­рых воп­ро­сах прак­ти­ки при­мене­ния ар­битраж­ны­ми су­дами за­коно­датель­ства об эк­спер­ти­зе"су­ду пред­пи­сано вы­яс­нить и ука­зать в оп­ре­деле­нии о наз­на­чении эк­спер­ти­зы све­дения об об­ра­зова­нии эк­спер­та, его спе­ци­аль­нос­ти, ста­же ра­боты, за­нима­емой дол­жнос­ти.

Суд при вы­боре эк­спер­та в ка­чес­тве ба­зовых ми­нималь­ных тре­бова­ний учи­тыва­ет:

  • со­от­ветс­тву­ющее эк­спертно­му про­филю выс­шее про­фес­си­ональ­ное об­ра­зова­ние;
  • стаж ра­боты;
  • на­личие до­пол­ни­тель­но­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния;
  • по­выше­ния ква­лифи­кации, 
  • сер­ти­фика­ты и сви­детель­ства сис­тем доб­ро­воль­ной сер­ти­фика­ции, пар­тнерств, со­об­ществ. 

Обя­затель­ные тре­бова­ния ар­битраж­но­го су­да к эк­спер­там, ко­торым на­до оп­ре­делить ры­ноч­ную сто­имость объ­ек­та: 

  • на­личие ква­лифи­каци­он­но­го ат­теста­та оцен­щи­ка ус­та­нов­ле­но стать­ей 21.1 Фе­дераль­но­го за­кона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оце­ноч­ной де­ятель­нос­ти в Рос­сий­ской Фе­дера­ции" в це­лях сос­тавле­ния от­че­тов об оцен­ке.
  • эк­сперт дол­жен быть чле­ном од­ной из са­море­гули­ру­емых ор­га­низа­ций оцен­щи­ков зак­репле­на ст. 15ФЗ «Об оце­ноч­ной де­ятель­нос­ти», где так же ука­зано, что оцен­щик - ОБЯ­ЗАН быть чле­ном СРО.
  • эк­сперт дол­жен офор­мить стра­хова­ние от­ветс­твен­ности, ко­торое яв­ля­ет­ся обя­затель­ным тре­бова­ни­ем для фи­зичес­ких лиц - эк­спер­тов, при осу­щест­вле­нии ими про­фес­си­ональ­ной оце­ноч­ной де­ятель­нос­ти.

Как ука­зано в п. 20 Пос­та­нов­ле­ния Пле­нума Вер­ховно­го Су­да РФ от 30 и­юня 2015 го­да № 28 «О не­кото­рых воп­ро­сах, воз­ни­ка­ющих при рас­смот­ре­нии су­дами дел об ос­па­рива­нии ре­зуль­та­тов оп­ре­деле­ния ка­дас­тро­вой сто­имос­ти объ­ек­тов нед­ви­жимос­ти»: Ис­сле­дуя от­чет об оцен­ке объ­ек­та нед­ви­жимос­ти, суд про­веря­ет его на со­от­ветс­твие за­коно­датель­ству об оце­ноч­ной де­ятель­нос­ти, в том чис­ле фе­дераль­ным стан­дартам оцен­ки (статьи 1, 20 ФЗ «Об оце­ноч­ной де­ятель­нос­ти»).

При этом су­ду над­ле­жит вы­яс­нить, от­ве­ча­ет ли ли­цо, сос­та­вив­шее от­чет о ры­ноч­ной сто­имос­ти, тре­бова­ни­ям за­коно­датель­ства об оце­ноч­ной де­ятель­нос­ти, предъ­яв­ля­емым к оцен­щи­кам. В час­тнос­ти, ис­хо­дя из по­ложе­ний аб­за­ца пер­во­го статьи 4, статьи 15, аб­за­ца чет­верто­го статьи 15.1, статьи 24.7 За­кона об оце­ноч­ной де­ятель­нос­ти от­сутс­твие в от­че­те све­дений об обя­затель­ном стра­хова­нии граж­дан­ской от­ветс­твен­ности оцен­щи­ка и неп­ред­став­ле­ние иных до­каза­тель­ств, под­твержда­ющих та­кие об­сто­ятель­ства, сви­детель­ству­ет о том, что дан­ное ли­цо не яв­ля­ет­ся субъ­ек­том оце­ноч­ной де­ятель­нос­ти, а сос­тавлен­ный им от­чет не мо­жет рас­це­нивать­ся как до­пус­ти­мое до­каза­тель­ство (статья 60 ГПК РФ, статья 61 КАС РФ).

Та­ким об­ра­зом, при рас­смот­ре­нии де­ла по та­ким ка­тего­ри­ям дел суд обя­затель­но вы­яс­ня­ет, от­ве­ча­ет ли ли­цо, сос­та­вив­шее от­чет, тре­бова­ни­ям за­коно­датель­ства об оце­ноч­ной де­ятель­нос­ти, предъ­яв­ля­емым к оцен­щи­кам - в час­тнос­ти, на­личие спе­ци­аль­но­го об­ра­зова­ния и ста­жа ра­боты в оце­ноч­ной де­ятель­нос­ти (Апел­ля­ци­он­ное оп­ре­деле­ние Мос­ков­ско­го го­род­ско­го су­да от 17.07.2019 по де­лу № 33а-3545/2019, Апел­ля­ци­он­ное оп­ре­деле­ние Мос­ков­ско­го го­род­ско­го су­да от 03.04.2019 по де­лу № 33а-678/2019, Апел­ля­ци­он­ное оп­ре­деле­ние Мос­ков­ско­го го­род­ско­го су­да от 06.02.2019 по де­лу № 33а-240/2019). При вы­яв­ле­нии не­со­от­ветс­твий та­кого ро­да от­чет не дол­жен рас­це­нивать­ся как до­пус­ти­мое до­каза­тель­ство (абз. 2 п. 20 Пос­та­нов­ле­ния Пле­нума Вер­ховно­го Су­да РФ от 30.06.2015 № 28).

Не­об­хо­димо учи­тывать, что за­коно­датель­ством об оце­ноч­ной де­ятель­нос­ти пре­дус­мотре­ны три ти­па ква­лифи­каци­он­ных ат­теста­тов по нап­равле­ни­ям оце­ноч­ной де­ятель­нос­ти:

  • оцен­ка нед­ви­жимос­ти
  • оцен­ка дви­жимо­го иму­щес­тва
  • оцен­ка биз­не­са

(при­ложе­ние N 4 к При­казу Ми­нис­терс­тва эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 29.05.2017 N 257). Оцен­щи­ки оп­ре­деля­ют пла­ту за поль­зо­вание или вла­дение иму­щес­твом, то есть оце­нива­ют ис­прав­ные объ­ек­ты.

В Эк­спертном цен­тре ИН­ДЕКС в шта­те ра­бота­ют нес­коль­ко эк­спер­тов-оцен­щи­ков, ко­торые:

  • име­ют три ти­па ква­лифи­каци­он­ных ат­теста­тов по нап­равле­ни­ям оце­ноч­ной де­ятель­нос­ти,
  • яв­ля­ют­ся чле­нами са­море­гули­ру­емой ор­га­низа­ций оцен­щи­ков,
  • име­ют стра­хова­ние от­ветс­твен­ности про­фес­си­ональ­ной оце­ноч­ной де­ятель­нос­ти,
  • име­ют ог­ромный опыт в оцен­ке

, в свя­зи с этим, ар­битраж­ные су­ды час­то наз­на­ча­ют эк­спер­тов ИН­ДЕКСа на про­веде­ние су­деб­ных оце­ноч­ных эк­спер­тиз.

А за­час­тую в рам­ках ар­битраж­но­го про­цес­са не­об­хо­димо  вы­пол­нять ком­плексные су­деб­ные эк­спер­ти­зы, где по­мимо оцен­щи­ков не­об­хо­димо прив­ле­кать и ин­же­нер­ных спе­ци­алис­тов, к при­меру, для оп­ре­деле­ния ры­ноч­ной сто­имос­ти вос­ста­нови­тель­но­го ре­мон­та элек­три­чес­ко­го ка­беля или тран­сфор­ма­тор­ной элек­три­чес­кой под­стан­ции не­об­хо­дима тех­ни­чес­кая под­го­тов­ка и ин­же­нер­ные зна­ния, по­это­му ар­битраж­ный суд в та­ких слу­ча­ях прив­ле­ка­ет к ком­плексной элек­тро­тех­ни­чес­кой и оце­ноч­ной су­деб­ной эк­спер­ти­зе нес­коль­ких эк­спер­тов ИН­ДЕКСа, а имен­но, и оцен­щи­ка, и ин­же­нера-элек­три­ка.

Эк­спертные ор­га­низа­ции, учас­тву­ющие в ар­битраж­ном су­де в ка­чес­тве эк­спертной ор­га­низа­ции и под­го­тав­ли­вая раз­личные ви­ды стро­итель­но-тех­ни­чес­ких эк­спер­тиз объ­ек­тов ка­питель­но­го стро­итель­ства, свя­зан­ные с ис­сле­дова­ни­ем про­ек­тной и ра­бочей до­кумен­та­ции или ре­зуль­та­тов ин­же­нер­ных изыс­ка­ний дол­жны иметь со­от­ветс­тву­ющие 
ак­кре­дита­ции, на пра­во про­веде­ния не­госу­дарс­твен­ной эк­спер­ти­зы про­ек­тной до­кумен­та­ции и(или) не­госу­дарс­твен­ной эк­спер­ти­зы ин­же­нер­ных изыс­ка­ний.

В свя­зи с вы­шепе­речис­ленны­ми тре­бова­ни­ями к эк­спертным ком­па­ни­ям, про­водя­щим су­деб­ные эк­спер­ти­зы про­ек­тной до­кумен­та­ции, ра­бочей до­кумен­та­ции и смет­ной до­кумен­та­ции, Эк­спертный центр ИН­ДЕКС име­ет Ак­кре­дита­цию на пра­во про­веде­ния не­госу­дарс­твен­ной эк­спер­ти­зы про­ек­тной до­кумен­та­ции, вы­дан­ное Фе­дераль­ной служ­бой по ак­кре­дита­ции  № RA.RU 611690 от 23.07.2019, по­это­му ар­битраж­ные су­ды до­веря­ют про­из­во­дить су­деб­ные эк­спер­ти­зы ИН­ДЕКСу по всей стра­не. В шта­те у ИН­ДЕКСа ра­бота­ют эк­спер­ты, име­ющие ква­лифи­каци­он­ные ат­теста­ты эк­спер­та в об­ласти эк­спер­ти­зы про­ек­тной до­кумен­та­ции Минс­троя Рос­сии по всем нап­равле­ни­ям де­ятель­нос­ти.

Эк­сперт, про­водя­щий су­деб­ную стро­итель­но-тех­ни­чес­кую эк­спер­ти­зу зда­ний и со­ору­жений дол­жен об­ла­дать со­от­ветс­тву­ющим объ­емом зна­ний, на­выков, ква­лифи­каци­ей, быть ат­тесто­ван­ным в рам­ках ст. п.4.6 ст. 49 ГрК РФ, быть чле­ном СРО, ли­бо яв­лять­ся ра­бот­ни­ком ор­га­низа­ции, яв­ля­ющей­ся чле­ном СРО (в шта­те ко­торой дол­жны быть спе­ци­алис­ты, сос­то­ящие в НОС­ТРОЙ и НОП­РИЗ).

Изыс­ка­ния дол­жны вы­пол­нять­ся толь­ко ин­ди­виду­аль­ны­ми пред­при­нима­теля­ми или юри­дичес­ки­ми ли­цами, ко­торые яв­ля­ют­ся чле­нами са­море­гули­ру­емых ор­га­низа­ций в об­ласти ин­же­нер­ных изыс­ка­ний, ес­ли иное не пре­дус­мотре­но ч. 2.1 ст. 47 ГрК РФ.

Вмес­те с тем, в си­лу ч. 4 ст. 48 ГрК РФ ра­боты по до­гово­рам о под­го­тов­ке про­ек­тной до­кумен­та­ции, вне­сению из­ме­нений в про­ек­тную до­кумен­та­цию, дол­жны вы­пол­нять­ся толь­ко ин­ди­виду­аль­ны­ми пред­при­нима­теля­ми или юри­дичес­ки­ми ли­цами, ко­торые яв­ля­ют­ся чле­нами са­море­гули­ру­емых ор­га­низа­ций в об­ласти ар­хи­тек­турно-стро­итель­но­го про­ек­ти­рова­ния, ес­ли иное не пре­дус­мотре­но ГрК РФ.

В со­от­ветс­твии с частью 2 статьи 5 Фе­дераль­но­го за­кона от 30 де­каб­ря 2009 г. № 384-ФЗ «Тех­ни­чес­кий рег­ла­мент о бе­зопас­ности зда­ний и со­ору­жений» (да­лее - Тех­ни­чес­кий рег­ла­мент) бе­зопас­ность зда­ний и со­ору­жений, а так­же свя­зан­ных со зда­ни­ями и с со­ору­жени­ями про­цес­сов про­ек­ти­рова­ния (вклю­чая изыс­ка­ния), стро­итель­ства, мон­та­жа, на­лад­ки, экс­плу­ата­ции и ути­лиза­ции (сно­са) обес­пе­чива­ет­ся пос­редс­твом соб­лю­дения тре­бова­ний Тех­ни­чес­ко­го рег­ла­мен­та и тре­бова­ний стан­дартов и сво­дов пра­вил, вклю­чен­ных в ука­зан­ные в час­тях 1 и 7 статьи 6 Тех­ни­чес­ко­го рег­ла­мен­та пе­реч­ни, или тре­бова­ний спе­ци­аль­ных тех­ни­чес­ких ус­ло­вий.

Сог­ласно под­пун­ктам 5.1.1, 5.1.6 «ГОСТ 31937-2011. Меж­го­сударс­твен­ный стан­дарт. Зда­ния и со­ору­жения. Пра­вила об­сле­дова­ния и мо­нито­рин­га тех­ни­чес­ко­го сос­то­яния», вве­ден­но­го в действие при­казом Рос­стан­дарта от 27 де­каб­ря 2012 г. № 1984-ст, цель ком­плексно­го об­сле­дова­ния тех­ни­чес­ко­го сос­то­яния зда­ния (со­ору­жения) зак­лю­ча­ет­ся в оп­ре­деле­нии действи­тель­но­го тех­ни­чес­ко­го сос­то­яния зда­ния (со­ору­жения) и его эле­мен­тов, по­луче­нии ко­личес­твен­ной оцен­ки фак­ти­чес­ких по­каза­телей ка­чес­тва конс­трук­ций (проч­ности, соп­ро­тив­ле­ния теп­ло­пере­даче и др.) с уче­том из­ме­нений, про­ис­хо­дящих во вре­мени, для ус­та­нов­ле­ния сос­та­ва и объ­ема ра­бот по ка­питаль­но­му ре­мон­ту или ре­конс­трук­ции и для про­веде­ния их ва­ри­ан­тно­го про­ек­ти­рова­ния. При ком­плексном об­сле­дова­нии тех­ни­чес­ко­го сос­то­яния зда­ний (со­ору­жений) объ­ек­та­ми об­сле­дова­ния яв­ля­ют­ся грун­ты ос­но­вания, конс­трук­ции и их эле­мен­ты, тех­ни­чес­кие ус­тройства, обо­рудо­вание и се­ти.

Ин­же­нер­ные изыс­ка­ния со­дер­жат в се­бе ма­тери­алы, не­об­хо­димые для обос­но­вания ком­по­нов­ки зда­ний, стро­ений, со­ору­жений, при­нятия конс­трук­тивных и объ­ем­но-пла­ниро­воч­ных ре­шений в от­но­шении этих зда­ний, стро­ений, со­ору­жений, про­ек­ти­рова­ния ин­же­нер­ной за­щиты и ре­конс­трук­ции та­ких объ­ек­тов, и яв­ля­ют­ся ис­ходны­ми дан­ны­ми для под­го­тов­ки про­ек­тной до­кумен­та­ции (под­пункт «б» пун­кта 10 По­ложе­ния о сос­та­ве раз­де­лов про­ек­тной до­кумен­та­ции и тре­бова­ни­ях к их со­дер­жа­нию, ут­вер­жден­но­го пос­та­нов­ле­ни­ем Пра­витель­ства Рос­сийской Фе­дера­ции от 16 фев­ра­ля 2008 г. № 87).

Пе­реч­нем ви­дов ин­же­нер­ных изыс­ка­ний, ут­вер­жден­ным пос­та­нов­ле­ни­ем Пра­витель­ства Рос­сийской Фе­дера­ции от 19 ян­ва­ря 2006 г. № 20 «Об ин­же­нер­ных изыс­ка­ни­ях для под­го­тов­ки про­ек­тной до­кумен­та­ции, стро­итель­ства, ре­конс­трук­ции объ­ек­тов ка­питаль­но­го стро­итель­ства» (да­лее - Пос­та­нов­ле­ние № 20), ра­боты по об­сле­дова­нию сос­то­яния стро­итель­ных конс­трук­ций зда­ний и со­ору­жений от­не­сены к спе­ци­аль­но­му ви­ду ин­же­нер­ных изыс­ка­ний.

Сог­ласно пун­кту 3 По­ложе­ния о вы­пол­не­нии ин­же­нер­ных изыс­ка­ний для под­го­тов­ки про­ек­тной до­кумен­та­ции, стро­итель­ства, ре­конс­трук­ции объ­ек­тов ка­питаль­но­го стро­итель­ства, ут­вер­жден­но­го Пос­та­нов­ле­ни­ем № 20, спе­ци­аль­ные ви­ды ин­же­нер­ных изыс­ка­ний мо­гут вы­пол­нять­ся фи­зичес­ки­ми или юри­дичес­ки­ми ли­цами, ко­торые со­от­ветс­тву­ют тре­бова­ни­ям за­коно­датель­ства Рос­сийской Фе­дера­ции, предъ­яв­ля­емым к ли­цам, вы­пол­ня­ющим ин­же­нер­ные изыс­ка­ния.

На ос­но­вании вы­ше­из­ло­жен­но­го мож­но сде­лать вы­вод, что ра­боты по об­сле­дова­нию стро­итель­ных конс­трук­ций зда­ний и со­ору­жений мо­гут вы­пол­нять­ся толь­ко чле­нами са­море­гули­ру­емой ор­га­низа­ции (СРО) в об­ласти ин­же­нер­ных изыс­ка­ний, а так­же в об­ласти ар­хи­тек­турно-стро­итель­но­го про­ек­ти­рова­ния.

Дан­ная пра­вовая по­зиция под­твержда­ет­ся разъ­яс­не­ни­ями Ми­нис­терс­тва стро­итель­ства и жи­лищ­но-ком­му­наль­но­го хо­зяй­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции (Минс­трой Рос­сии) дан­ны­ми в пись­мах №38887-ЛС/02 от 20.09.2018 г., и № 19690-ТБ/02 от 17.05.2021 г.

Меж­ду тем, осо­бен­ности са­море­гули­рова­ния в об­ласти ин­же­нер­ных изыс­ка­ний, ар­хи­тек­турно-стро­итель­но­го про­ек­ти­рова­ния, стро­итель­ства, ре­конс­трук­ции, ка­питаль­но­го ре­мон­та, сно­са объ­ек­тов ка­питаль­но­го стро­итель­ства ус­та­нав­ли­ва­ют­ся за­коно­датель­ством о гра­дос­тро­итель­ной де­ятель­нос­ти (п.2.1 ст. 1 ФЗ «О са­море­гули­ру­емых ор­га­низа­ци­ях»).

Та­ким об­ра­зом, Эк­спертная ор­га­низа­ция (юри­дичес­кое ли­цо), пре­тен­ду­ющая на про­веде­ние стро­итель­но-тех­ни­чес­кий эк­спер­ти­зы объ­ек­тов ка­питель­но­го стро­итель­ства, свя­зан­ной с об­сле­дова­ни­ем зда­ний, стро­ений, со­ору­жений и изу­чени­ем про­ек­тной до­кумен­та­ции и ре­зуль­та­тов ин­же­нер­ных изыс­ка­ний дол­жна, по­мимо ак­кре­дита­ции, так же иметь членс­тво в са­море­гули­ру­емой ор­га­низа­ции, пос­коль­ку, в рам­ках та­ких эк­спер­тиз про­водит­ся про­вер­ка со­от­ветс­твия пред­ме­та ис­сле­дова­ния нор­ма­тив­ным до­кумен­там в об­ласти тех­ни­чес­кой бе­зопас­ности зда­ний.

Эк­спертный центр ИН­ДЕКС сос­то­ит:

по­это­му име­ет пол­ное пра­во про­водить су­деб­ные стро­итель­но-тех­ни­чес­кие эк­спер­ти­зы. Ар­битраж­ные су­ды по всей Рос­сии наз­на­ча­ют ИН­ДЕКС в ка­чес­тве су­деб­но­го эк­спертно­го уч­режде­ния на слож­ней­шие стро­итель­но-тех­ни­чес­кие эк­спер­ти­зы (см. при­меры)

В со­от­ветс­твии с ч.1 ст. 55.20 ГрК РФ на­ци­ональ­ные объ­еди­нения са­море­гули­ру­емых ор­га­низа­ций яв­ля­ют­ся об­ще­рос­сий­ски­ми не­госу­дарс­твен­ны­ми не­ком­мерчес­ки­ми ор­га­низа­ци­ями, объ­еди­ня­ющи­ми са­море­гули­ру­емые ор­га­низа­ции на ос­но­ве обя­затель­но­го членс­тва, и соз­да­ют­ся в фор­ме ас­со­ци­ации (со­юза).

В ч. 2 ст. 55.20 ГрК РФ ус­та­нов­ле­но, что соз­да­ны на­ци­ональ­ные объ­еди­нения са­море­гули­ру­емых ор­га­низа­ций сле­ду­ющих ви­дов:

  1. На­ци­ональ­ное объ­еди­нение са­море­гули­ру­емых ор­га­низа­ций, ос­но­ван­ных на членс­тве лиц, вы­пол­ня­ющих ин­же­нер­ные изыс­ка­ния, и са­море­гули­ру­емых ор­га­низа­ций, ос­но­ван­ных на членс­тве лиц, осу­щест­вля­ющих под­го­тов­ку про­ек­тной до­кумен­та­ции;

  2. На­ци­ональ­ное объ­еди­нение са­море­гули­ру­емых ор­га­низа­ций, ос­но­ван­ных на членс­тве лиц, осу­щест­вля­ющих стро­итель­ство.

С 01 и­юля 2017 го­да все стро­итель­ные, про­ек­тные и изыс­ка­тель­ские ор­га­низа­ции, яв­ля­ющи­еся чле­нами СРО, обя­заны иметь в шта­те ми­нимум 2-х спе­ци­алис­тов, со­от­ветс­тву­ющих ус­та­нов­ленным за­коно­датель­ством тре­бова­ни­ям, вклю­чен­ных в со­от­ветс­тву­ющий На­ци­ональ­ный ре­естр спе­ци­алис­тов (да­лее по тек­сту- НРС).

На­ци­ональ­ный ре­естр спе­ци­алис­тов пред­став­ля­ет со­бой элек­трон­ную ба­зу дан­ных, ко­торая вклю­ча­ет в се­бя све­дения о фи­зичес­ких ли­цах, в том чис­ле эк­спер­тов, про­водя­щих стро­итель­но-тех­ни­чес­кие эк­спер­ти­зы зда­ний и со­ору­жений, ко­торые име­ют дос­та­точ­ную ква­лифи­кацию для вы­пол­не­ния ра­бот по ор­га­низа­ции стро­итель­ства ка­питель­но­го ре­мон­та, ре­конс­трук­ции ка­питель­ных зда­ний и со­ору­жений (НРС НОС­ТРОЙ – На­ци­ональ­ное объ­еди­нение стро­ите­лей), а так­же ин­же­нер­ных изыс­ка­ний и про­ек­ти­рова­ния (НРС НОП­РИЗ - На­ци­ональ­ное объ­еди­нение изыс­ка­телей и про­ек­ти­ров­щи­ков).

В со­от­ветс­твии с п. 11 ч. 8 статьи 55.20 ГрК РФ На­ци­ональ­ное объ­еди­нение стро­ите­лей и На­ци­ональ­ное объ­еди­нение изыс­ка­телей и про­ек­ти­ров­щи­ков ве­дут на­ци­ональ­ный ре­естр спе­ци­алис­тов в об­ласти ин­же­нер­ных изыс­ка­ний и ар­хи­тек­турно-стро­итель­но­го про­ек­ти­рова­ния, на­ци­ональ­но­го ре­ес­тра спе­ци­алис­тов в об­ласти стро­итель­ства.

Све­дения, со­дер­жа­щи­еся в на­ци­ональ­ном ре­ес­тре спе­ци­алис­тов, сог­ласно час­ти 14 статьи 55.5-1 ГрК РФ, раз­ме­ща­ют­ся на сай­те Ас­со­ци­аций в се­ти «Ин­тернет» (nrs.nostroy.ru, https://www.nopriz.ru/).

Бо­лее то­го, с 01 сен­тября 2022 го­да про­цеду­ра вклю­чения в НОС­ТРОЙ и НОП­РИЗ бы­ла из­ме­нена, в свя­зи с тем, что в си­лу всту­пили поп­равки в ст. 55.5-1 ГрК РФ, вне­сен­ные Фе­дераль­ным за­коном от 30.12.2021 № 447-ФЗ «О вне­сении из­ме­нений в Гра­дос­тро­итель­ный ко­декс Рос­сий­ской Фе­дера­ции и от­дель­ные за­коно­датель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­дера­ции»,  При­каз Минс­троя Рос­сии от 15.04.2022 № 286/пр «Об ут­вер­жде­нии пе­реч­ня до­кумен­тов, под­твержда­ющих со­от­ветс­твие фи­зичес­ко­го ли­ца ми­нималь­ным тре­бова­ни­ям, ус­та­нов­ленным частью 10 статьи 55.5-1 Гра­дос­тро­итель­но­го ко­дек­са Рос­сий­ской Фе­дера­ции, сос­та­ва све­дений, вклю­ча­емых в на­ци­ональ­ные ре­ес­тры спе­ци­алис­тов, по­ряд­ка вне­сения из­ме­нений в на­ци­ональ­ные ре­ес­тры спе­ци­алис­тов, ос­но­ваний для от­ка­за во вклю­чении све­дений о фи­зичес­ком ли­це в со­от­ветс­тву­ющий на­ци­ональ­ный ре­естр спе­ци­алис­тов, пе­реч­ня слу­ча­ев, при ко­торых све­дения о фи­зичес­ком ли­це ис­клю­ча­ют­ся из на­ци­ональ­но­го ре­ес­тра спе­ци­алис­тов».

Но­вая ре­дак­ция статьи 55.5-1 ГрК ус­та­нав­ли­ва­ет но­вые ми­нималь­ные тре­бова­ния к спе­ци­алис­там, а имен­но:

  1. На­личие выс­ше­го об­ра­зова­ния по спе­ци­аль­нос­ти или нап­равле­нию под­го­тов­ки, вклю­чен­ной в При­каз Минс­троя № 672/пр;1.    На­личие не ме­нее 3х лет ста­жа на ин­же­нер­ных дол­жнос­тях в ком­па­ни­ях, за­нима­ющих­ся стро­итель­ством, ре­конс­трук­ци­ей или ка­питаль­ным ре­мон­том, про­ек­ти­рова­ни­ем или изыс­ка­ни­ям;
  2. Про­хож­де­ние не­зави­симой оцен­ки ква­лифи­кации не ре­же 1 ра­за в 5 лет;
  3. На­личие не ме­нее 10 лет об­ще­го тру­дово­го ста­жа с мо­мен­та по­луче­ния дип­ло­ма о выс­шем об­ра­зова­нии по спе­ци­аль­нос­ти или нап­равле­нию под­го­тов­ки из При­каза Минс­троя или не ме­нее 5 лет об­ще­го тру­дово­го ста­жа с мо­мен­та по­луче­ния об­ра­зова­ния при ус­ло­вии про­хож­де­ния не­зави­симой оцен­ки ква­лифи­кации;
  4. На­личие справ­ки, под­твержда­ющей сня­тую или по­гашен­ную су­димость, ли­бо её от­сутс­твие;
  5. Но­вые дол­жностные обя­зан­ности для от­ра­жения в дол­жностной инс­трук­ции.

В свою оче­редь, как ука­зано в ст.12, 13 ФЗ «О го­сударс­твен­ной су­деб­но-эк­спертной де­ятель­нос­ти» го­сударс­твен­ным су­деб­ным эк­спер­том яв­ля­ет­ся ат­тесто­ван­ный ра­бот­ник го­сударс­твен­но­го су­деб­но-эк­спертно­го уч­режде­ния, про­из­во­дящий су­деб­ную эк­спер­ти­зу в по­ряд­ке ис­полне­ния сво­их дол­жностных обя­зан­ностей. Дол­жность эк­спер­та в го­сударс­твен­ных су­деб­но-эк­спертных уч­режде­ни­ях мо­жет за­нимать граж­да­нин Рос­сий­ской Фе­дера­ции, име­ющий выс­шее об­ра­зова­ние и по­лучив­ший до­пол­ни­тель­ное про­фес­си­ональ­ное об­ра­зова­ние по кон­крет­ной эк­спертной спе­ци­аль­нос­ти в по­ряд­ке, ус­та­нов­ленном нор­ма­тив­ны­ми пра­вовы­ми ак­та­ми со­от­ветс­тву­юще­го упол­но­мочен­но­го фе­дераль­но­го го­сударс­твен­но­го ор­га­на. Дол­жность эк­спер­та в эк­спертных под­разде­лени­ях фе­дераль­но­го ор­га­на ис­полни­тель­ной влас­ти в об­ласти внут­ренних дел мо­жет так­же за­нимать граж­да­нин Рос­сий­ской Фе­дера­ции, име­ющий сред­нее про­фес­си­ональ­ное об­ра­зова­ние в об­ласти су­деб­ной эк­спер­ти­зы.

Ни­каких иных спе­ци­аль­ных тре­бова­ний и на­выков за­коном для го­сударс­твен­но­го эк­спер­та, не пре­дус­матри­ва­ет­ся. Но, в слу­чае ес­ли го­сударс­твен­ный су­деб­ный эк­сперт про­водит стро­итель­но-тех­ни­чес­кую эк­спер­ти­зу, вклю­ча­ющую об­сле­дова­ние зда­ний, стро­ений, со­ору­жений, ис­сле­дова­ние про­ек­тно-смет­ной до­кумен­та­ции и (или) ре­зуль­та­тов ин­же­нер­ных изыс­ка­ний к не­му дол­жны предъ­яв­лять­ся тре­бова­ния, зак­реплён­ные, по об­ще­му пра­вилу, для эк­спер­тов, име­ющих пра­во про­водить эк­спер­ти­зы та­кого ха­рак­те­ра.

Бо­лее то­го, в п. 4.6 ст. 49 ГрК РФ ука­зано, что под­го­тов­ку зак­лю­чений го­сударс­твен­ной эк­спер­ти­зы про­ек­тной до­кумен­та­ции и (или) го­сударс­твен­ной эк­спер­ти­зы ре­зуль­та­тов ин­же­нер­ных изыс­ка­ний и не­госу­дарс­твен­ной эк­спер­ти­зы про­ек­тной до­кумен­та­ции и (или) не­госу­дарс­твен­ной эк­спер­ти­зы ре­зуль­та­тов ин­же­нер­ных изыс­ка­ний впра­ве осу­щест­влять фи­зичес­кие ли­ца, ат­тесто­ван­ные в со­от­ветс­твии со стать­ей 49.1 нас­то­яще­го Ко­дек­са, по нап­равле­нию де­ятель­нос­ти эк­спер­та, ука­зан­но­му в ква­лифи­каци­он­ном ат­теста­те.

Ст. 49.1 ГрК РФ зак­репля­ет сле­ду­ющие тре­бова­ния для фи­зичес­ких лиц (эк­спер­тов):

  • на­личие выс­ше­го об­ра­зова­ния по спе­ци­аль­нос­ти или нап­равле­нию под­го­тов­ки, вклю­чен­ной в При­каз Минс­троя № 672/пр;
  • пос­то­ян­ное про­жива­ние на тер­ри­тории РФ;
  • на­личие не ме­нее 5-ти лет ста­жа в сфе­ре под­го­тов­ки про­ек­тной до­кумен­та­ции и (или) вы­пол­не­ния ин­же­нер­ных изыс­ка­ний по со­от­ветс­тву­юще­му нап­равле­нию де­ятель­нос­ти или на­личие не ме­нее 3-х лет ста­жа ра­боты на со­от­ветс­тву­ющих дол­жнос­тях в ор­га­нах ли­бо ор­га­низа­ци­ях, про­водя­щих эк­спер­ти­зу про­ек­тной до­кумен­та­ции и (или) эк­спер­ти­зу ре­зуль­та­тов ин­же­нер­ных изыс­ка­ний;
  • от­сутс­твие не­пога­шен­ной или не сня­той су­димос­ти.

Сог­ласно ч.2 ст. 49.1 ГрК РФ фе­дераль­ный ор­ган ис­полни­тель­ной влас­ти про­водит ат­теста­цию фи­зичес­ких лиц на пра­во под­го­тов­ки зак­лю­чений эк­спер­ти­зы про­ек­тной до­кумен­та­ции и (или) эк­спер­ти­зы ре­зуль­та­тов ин­же­нер­ных изыс­ка­ний и по ито­гам этой ат­теста­ции вы­да­ет ква­лифи­каци­он­ные ат­теста­ты ли­бо при­нима­ет ре­шение об от­ка­зе в вы­даче та­ких ква­лифи­каци­он­ных ат­теста­тов с ука­зани­ем при­чин при­нято­го ре­шения.

В со­от­ветс­твии с ч.9 ст. 49.1 ГрК РФ п. 7 При­каза Мин­ре­ги­она Рос­сии от 16.03.2012 № 102 «Об ут­вер­жде­нии По­ряд­ка ве­дения ре­ес­тра лиц, ат­тесто­ван­ных на пра­во под­го­тов­ки зак­лю­чений эк­спер­ти­зы про­ек­тной до­кумен­та­ции и (или) эк­спер­ти­зы ре­зуль­та­тов ин­же­нер­ных изыс­ка­ний» (За­регис­три­рова­но в Ми­нюс­те Рос­сии 28.04.2012 № 24029) ука­зан­ный ре­естр опуб­ли­кован на офи­ци­аль­ном сай­те Минс­троя Рос­сии (http://www.miтstroyrf.ru). Дос­туп к ука­зан­но­му ре­ес­тру и к све­дени­ям, со­дер­жа­щим­ся в нем, яв­ля­ет­ся от­кры­тым. С ним мо­жет оз­на­комить­ся лю­бой же­ла­ющий без взи­мания пла­ты за оз­на­ком­ле­ние.

Та­ким об­ра­зом, эк­сперт, про­водя­щий стро­итель­но-тех­ни­чес­кую эк­спер­ти­зу зда­ний и со­ору­жений дол­жен об­ла­дать со­от­ветс­тву­ющим объ­емом зна­ний, на­выков, ква­лифи­каци­ей, быть ат­тесто­ван­ным в рам­ках ст. п.4.6 ст. 49 ГрК РФ, быть чле­ном СРО, ли­бо яв­лять­ся ра­бот­ни­ком ор­га­низа­ции, яв­ля­ющей­ся чле­ном СРО (в шта­те ко­торой дол­жны быть спе­ци­алис­ты, сос­то­ящие в НОС­ТРОЙ и НОП­РИЗ).

Зак­лю­чение эк­спер­та мо­жет быть приз­на­но не­допус­ти­мым до­каза­тель­ством ес­ли оно под­го­тов­ле­но ли­цом, ко­торое не от­ве­чало тре­бова­ни­ям, предъ­яв­ля­емым к субъ­ек­там про­фес­си­ональ­ной де­ятель­нос­ти (не яв­ля­лось чле­ном са­море­гули­ру­емой ор­га­низа­ции).



Фото-видео галерея