Типичные ошибки в проектной документации, представляемой на экспертизу

05.02.2015

SednevMU

Седнев Михаил Юрьевич, Начальник отдела методологии Экспертного центра "ИНДЕКС"

Проектирование объектов капитального строительства есть не только творчество, но и строго регламентированный процесс, результат которого вместе с радостью творца несет ответственность за безопасность этого результата. Полностью избежать ошибок при проектировании невозможно, но сократить их вполне реально. Многолетний опыт по изучению упущений проектировщиков позволяет систематизировать и разработать некие правила, направленные на исключение конкретных ошибок. 

Все ошибки проектировщиков можно разделить на случайные и запланированные. 

Oshibki

Мне могут возразить, что ошибка вообще не может быть запланированной. 

Давайте тогда назовем это, как принято в ГК РФ, недостатком. Можно назвать это неправильным (ошибочным) решением. 

Безусловно, ухудшение механистических свойств несущих конструкций далеко не всегда непременно влечет их разрушение, и применение горючих материалов вместо негорючих в реальном объекте капитального строительства не обязательно приведет к возникновению пожара, но ошибочные проектные решения резко увеличивают вероятность наступления неблагоприятных последствий. А тяжкие последствия случайной ошибки могут привести к ответственности, вплоть до уголовной, в связи с преступной халатностью.

Все преднамеренные ошибки, так или иначе, связаны с экономией средств. 

Экономия в интересах Заказчика (Застройщика)

Заказчики пытаются сэкономить как на инженерных изысканиях, так и на разработке проектной документации.

1. Инженерные изыскания в соответствии с техническими нормативами планируются на всех трех стадиях проектирования: 

•Предпроектные разработки;

•Разработка проектной документации;

•Разработка рабочей документации.

Изыскания на первой и третьей стадии, особенно на третьей, выполняются редко. Причем значительная часть объемов инженерных изысканий относится именно к стадии рабочего проектирования. А речь идет всего лишь о недостаточной изученности условий, в которых будут работать несущие конструкции.

2. Часто заказчики пытаются сэкономить на степени подробности проработки проектной документации. При проектировании одной из частных железных дорог, построенных за последнее время, в техническом задании на проектирование устанавливалось, что разработка проектной документации по служебно-техническим зданиям (в терминологии постановления № 87 - зданий, относящихся к инфраструктуре железной дороги) выполняется по упрощенному варианту. Как проект, не отвечающий требованиям постановления № 87, был принят на экспертизу, и как он прошел экспертизу, остается загадкой. Но факт остается фактом.

3. Во всех возможных случаях заказчики стараются отказаться от разработки рабочей документации. И только органы государственного надзора, не давая необходимого для ввода в эксплуатацию заключения о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проекту, принуждают заказчика выполнить рабочее проектирование. Учитывая общую тенденцию к снижению среднего уровня квалификации строителей, такая экономия может иметь далеко идущие последствия.

Экономия в интересах Исполнителя (Подрядчика)

1. Экономия изыскателей основана на принципиальной невозможности проверки реальных объемов изыскательских работ при проведении экспертизы результатов инженерных изысканий. Опытный инженер может составить необходимую документацию на основании данных о соседних участках с контролем по результатам выполнения реальных изысканий в существенно сокращенном виде. Проверить это в рамках экспертизы практически невозможно. Когда речь идет о хорошо изученных районах, это обстоятельство не является существенным, но в большинстве случаев, недостатки в выполнении инженерных изысканий обуславливают недостаточную изученность площадки строительства, а это может привести к ошибочным проектным решениям.

2. Иногда застройщики пытаются вовсе не проводить изысканий, а проектировщики вынуждены изворачиваться. Так, например, при проектировании подъездных железнодорожных путей на территории одного из угольных месторождений вместо материалов инженерно-геологических изысканий были использованы материалы поисковых изысканий. Конечно, эксперты не приняли на экспертизу такую документацию на основании п. 3 ч. 8 ст. 49 ГрК РФ. Тем не менее, факт подачи такой документации на экспертизу имел место.

далее>>>

Всегда полезно подробно разобрать ошибки, чтобы найти правильное решение для конкретного случая. Поэтому будет совсем не плохо, если посетители сайта будут присылать мне конкретные вопросы по конкретным случаям из их опыта проектирования на электронную почту m.sednev1952@gmail.com

Только необходимо помнить, что чем подробнее и точнее вы опишите реальную ситуацию, тем рассмотрение вопроса будет интереснее и полезнее.


Позвоните нам
Ваше имя :
Ваш телефон* :
Время звонка :



Наверх