Оставить заявку
Заказать звонок
+7 (495) 786-35-11
+7 (800) 777-79-63
Меню

24 года
успешной
работы

Лицензии,
аккредитации,
допуски СРО

Квалифи-
цированный
кадровый
состав

Современная
материально-
техническая
база

Развитая
филиальная
сеть

Аргументированная
защита своих
заключений в суде


НовостиarrАКТУАЛЬНОarrРоссия рискует стать регионом, не благоприятным для проживанияarr

Россия рискует стать регионом, не благоприятным для проживания


22.05.2019
Россия рискует стать регионом, не благоприятным для проживания

Мы краснеем от стыда, глядя на многие наши проблемы. И будем продолжать краснеть, пока не научимся практике «зеленой» экономики.

Формирование «зеленой» экономики – это один из главных трендов современного мира. Он возник не случайно: экологическая ситуация, изменение климата на Земле угрожают самим основам жизни на планете. Если ничего не предпринимать, то последствия могут быть катастрофическими и отнюдь не в далеком будущем, а в обозримой перспективе. К сожалению, Россия не является одним из закоперщиков этого движения, но и она постепенно втягивается в этот процесс. Это происходит даже не столько по причине того, чтобы быть как все, а в следствии все большего понимания: если все останется так, как есть, наша страна станет регионом, не благоприятным для проживания.

От Волги до Енисея

Если вы пассажир рейса Москва-Нью-Йорк, то пока вы долетите до Америки, для поглощения выбросов углекислого газа на каждого пассажира понадобится четыре дерева, которые будут это делать в течение 100 лет. Если все люди на Земле станут жить так, как живут россияне, для этого потребуются ресурсы с 2,5 таких планет как Земля. Но она у нас одна.

У россиян Россия тоже одна. Но достаточно проехать по стране, дабы убедиться, как сильно замусорены многие регионы. Сегодня в России насчитывается более 5 тысяч только санкционированных свалок, а уж сколько стихийных – не знает никто. Не случайно, что мусорная реформа приобретает в этих условиях повышенное значение и ее исход наглядно покажет, способна ли сегодняшняя власть, действующая модель управления государством, справляться со все более обостряющимися экологическими вызовами.

Большинство регионов уже осуществили переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Сейчас идёт отладка механизмов ее регулирования, настройка инструментов финансовой поддержки ее участков, в частности через такие новации как «зеленые бонды», отмечает Председатель комитета «Деловой России» по природопользованию и экологии Ильдар Неверов.

За прошедший период 61 субъект ввел новую коммунальную услугу на всей своей территории, в 13 субъектах это произошло частично. Еще 9 субъектов перейдут на новый формат обслуживания до 1 января 2020 года. Однако в трех субъектах РФ (Ленинградская область, Краснодарский край, Амурская область) работа с твердыми коммунальными отходами происходит с нарушениями действующего законодательства. Они выражаются в самовольном переносе срока перехода на новую систему без законных оснований.

В тоже время территориальные схемы по обращению с отходами приняты во всех субъектах РФ, электронные модели уже разработаны во многих из них. В настоящий момент корректируются 18 территориальных схем. Переход на новую систему обращения с ТКО не привел к сбоям в вывозе мусора в стране в целом, хотя отдельные проблемы регионов приходилось решать.

Население платить не спешит

С учетом принятых Правительством РФ мер суммарный рост коммунальных услуг будет в пределах 5%, а рост размера платежей граждан за новую коммунальную услугу по сравнению с ранее осуществляемой платой за вывоз мусора составит 32%.

Насущный вопрос: где взять деньги для создания новой схемы вывоза и обработки мусора? Ряд регионов получат на эти цели субсидии в среднем до половины стоимости от предстоящих затрат. Вопрос в том, хватит ли этих средств? Есть серьезные проблемы с собираемостью платежей, хотя в разных регионах положение сильно отличается друг от друга. Так в Дагестане этот показатель равен всего 5%, а в соседней Чечне – 80%. В целом же I квартал 2019 показал, что пока деньги с населения собираются не в том количестве, что предполагали, и нужно быстро исправлять ситуацию.

Одним из источников поступления средств может стать выпуск так называемых «зеленых» облигаций. По свидетельству Ильдара Неверова, запрос на такие бумаги есть, в том числе и со стороны иностранных инвесторов. Но для того, чтобы привлечь реальные деньги, покупатели этих бондов должны убедиться, что имеют дело с налаженным процессом, а не очередной черной дырой отечественного ЖКХ. Только в этом случае компании готовы строить мусоросжигательные заводы.

В новой индустрии по переработке мусора непременно должно найтись место и малому бизнесу, в частности, в деле создания комплексов по переработке отходов. Проблема сегодня в том, что нет гарантии загрузки этих мощностей. В результате банки не кредитуют такие проекты. К тому же за рубежом есть практика, когда большие компании с высоким экологическим рейтингом получают более дешевые кредиты. У нас пока до этого еще не дошли.

В настоящий момент в 253 зонах работает 158 региональных операторов. В среднем по стране их создание составляет 50,3% от потребности. В том числе: в 41 субъекте Российской Федерации менее 60%; в 21 субъекте Российской Федерации от 60 до 80%; в 5 субъектах Российской Федерации более 80%.

У Финляндии все получилось

Пока мы только приступаем к мусорной реформе, у нашей соседки Финляндии она уже практически успешно завершена. В мировом рейтинге счастья страна тысячи озер занимает 5 строчку, а Россия на 104 месте. Посол Финляндии в РФ Микко Хаутала уверен: одна из причин такой высокой позиции – успешное решение вопроса по утилизации мусора.

Финляндия по климату и по большим расстояниям чем-то напоминает Россию. К тому же каждый финн ежегодно «производит» до 500 кг мусора, а каждый россиян – 400 кг. Разница, как видим, не велика. Но этим сходство во многом и ограничивается. Если мы только сейчас приступаем к освоению передовых технологий по сбору и переработке мусора, то наша соседка обладает полным набором передовых методов в этой сфере.

В Финляндии с мусором тоже была непростая ситуация; 19 лет назад, когда приступили к реформе, свыше 60% отходов отвозили на свалки. В 2018 году эта величина сократилась до 1%. Как удалось добиться такого результата?

Было принято очень жесткое экологическое законодательство, оно определило комплексный подход к проблеме. Начали с раздельного сбора отходов в домах. Это позволило эффективно их перерабатывать. 58% ТБО сжигают, этим занимаются 9 заводов, они вырабатывают электроэнергию, 41% мусора используется как вторичное сырье.

Как известно, ничего не бывает бесплатно, финнам за возможность не загрязнять свои земли мусором приходится платить. С жителей многоквартирных домов берут 65 евро в год, с частных – 93 евро в год. Есть также налог на ТБО. Его размер исчисляется на основе веса отходов. Тариф 70 евро за тонну.

В итоге принятых мер, если 19 лет назад финны не знали, куда девать мусор, то сейчас его не хватает для загрузки перерабатывающих мощностей.

И все же, как провести успешную мусорную реформу? Посол Финляндии видит три основных фактора:

  • правильное законодательство;
  • люди должны видеть своими глазами, что система работает;
  • используемые технологии должны быть современными и эффективными.

Это не означает, что все шло гладко – было сопротивление, люди боялись, не верили, что все получится. Но помогли СМИ, в том числе они создали такую атмосферу, когда стало немодным выбрасывать неотсортированный мусор. В итоге население стало по-другому думать, иначе относиться к проблеме. Теперь финны просят еще больше ужесточить экологическое законодательство; возник общественный спрос на экологию.

Экодиктатура

В Финляндии реформа пошла после принятия жестких экологических законов. Одновременно были активно задействованы и СМИ, и общественность. У нас же, по мнению Рашида Исмаилова, Председателя Российского экологического общества, общественность к обсуждению того, какие меры нам нужны, особенно на ранней стадии обсуждения почти не привлекается.

В итоге сегодня законодательство об экологической ответственности практически не работает. Были надежды на то, что бизнес добровольно станет соблюдать природоохранные стандарты, но пока в массовом порядке этого не происходит.

Нужна экологизация бюджета, создание института экологических госзакупок. Законодательство это позволяет. Но такая система будет эффективна только в условиях полной прозрачности всех средств, идущих на экологические цели.

У нас много острейших экологических проблем, которые не решаются десятилетиями. Как известно, в Сибири большое число озер, но не все они заполнены водой, есть водоемы из нефти. Виновники их образования давно покинули те места, а те, кто приехали вместо них, не желают нести ответственность за экологические безобразия их предшественников. Возникает вопрос: кто будет ликвидировать эти разливы? Только в одной Республике Коми 4,5 тысячи брошенных скважин.

С 2021 года будет изменена практика контрольных проверок бизнеса, их число сократится из-за опасения снижения экономического роста. Зато возникает опасность другого роста – число экологических нарушений, говорит Рашид Исмаилов. Как соблюсти в этих условиях баланс между экономикой и природой. Нужна экодиктатура, экологическая экспертиза, когда за бизнесом будут наблюдать не только контрольные органы, но и общественность. Сам бизнес вряд ли начнет добровольно улучшать экологические показатели. Закон о наилучших доступных экологических технологиях принимался четыре года, в том числе и из-за противодействия РСПП. По их мнению, это приведет к дополнительным инвестициям в 9 трлн рублей.

А между тем тема очень острая. Сегодня все наше внимание сосредоточено на бытовом мусоре. Но он составляет только 2% от всех отходов, остальные 98% – промышленные отходы. А у нас даже не существует института экологического страхования, так как нет методики расчета экологического ущерба, замечает Евгения Семутникова, заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. В этой области назрели системные решения.

Мы отстаем и в формирование системы зеленых индексов – всей структуры, связанной с зеленой экономикой. Пора задуматься о создании проектных офисов по реализации экологических проектов, нам нужен сектор ответственного зеленого финансирования и предпринимательства.

Те страны, которые не оседлают зеленую волну, рано или поздно окажутся на обочине мирового развития. Пока Россия не отвела от себя такой угрозы.


Владимир Гурвич


Другие новости

На XXXIX заседании Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности, прошедшем 21 июня на площадке Правительства Тюменской области под председательством главы Минстроя России Владимира Якушева, обсудили развитие института строительной экспертизы.
По мере поступления денежных средств на счета эскроу ставка будет пересчитываться, и в зависимости от скорости поступления денежных средств, она будет снижаться. Мы провели несколько расчетов с уполномоченными банками и видим, что банки выдают кредиты со ставкой 4-6%, в некоторых случаях даже 1%.
Экспертиза проектной документации как один из ключевых этапов согласования для подавляющего большинства строительных проектов по всей стране предотвращает многие коллизии на стройке и изъяны конечного продукта.Многие ошибки проектировщиков, если их своевременно не устранить, могут стать серьезным препятствием для безопасного функционирования объекта, а менее весомые — каждодневной трудностью для тех, кто будет эксплуатировать построенное здание.
Формирование «зеленой» экономики – это один из главных трендов современного мира. Он возник не случайно: экологическая ситуация, изменение климата на Земле угрожают самим основам жизни на планете. Если ничего не предпринимать, то последствия могут быть катастрофическими и отнюдь не в далеком будущем, а в обозримой перспективе.
Мировая экономика продолжит оставаться нестабильной, влияние по-прежнему будет оказывать Brexit, торговые войны, опасения климатических изменений, массовые миграции. Но сила строительного сектора в некоторых странах, согласно исследованию, указывает на то, что эти рынки смогут противостоять любым эффектам замедления экономики.
Аттестация экспертов по направлению «Ценообразование и сметное нормирование» впервые прошла 25 апреля в Минстрое России. Ранее специалисты госэкспертиз, проверявшие достоверность определения сметной стоимости строительства объектов, аттестацию не проходили.



Фото-видео галерея