Оставить заявку
+7 (495) 786-35-11
+7 (800) 777-79-63
Меню
экспертиза сметной документации. эксклюзивно!

30 лет
успешной
работы

Лицензии,
аккредитации,
допуски СРО

Квалифи-
цированный
кадровый
состав

Современная
материально-
техническая
база

Работаем
по всей
России

Аргументированная
защита своих
заключений в суде


НовостиarrЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОarrНовые правила установления санитарно-защитных зон: какие проблемы ждут застройщиков?arr

Новые правила установления санитарно-защитных зон: какие проблемы ждут застройщиков?


15.04.2019
Новые правила установления санитарно-защитных зон: какие проблемы ждут застройщиков?

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — специальная территория с особым режимом использования. Она устанавливается вокруг объектов и производств, которые воздействуют на среду обитания и здоровье человека, таким образом, чтобы снизить это воздействие.

Кто может установить санитарно-защитную зону

По закону устанавливать, изменять или прекращать существование санитарно-защитных зон может Роспотребнадзор или территориальные органы ведомства.

Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными с момента внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Как устанавливались санитарно-защитные зоны по старым правилам

Ранее порядок установления санитарно-защитных зон регулировался СанПиН (номер — 2.2.1/2.1.1.1200-03, название правил — «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»).

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен был разрабатываться последовательно. Сначала определялась предварительная санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитное поле и др.). Потом устанавливалась окончательная зона — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Установить СЗЗ или изменить размер установленной СЗЗ могли только главные государственные санитарные врачи России или субъекта РФ или их заместители в зависимости от класса опасности вредного объекта.

Что изменится для застройщиков из-за новых правил установления СЗЗ

В марте 2018 года правительство утвердило новый порядок установления санитарно-защитных зон (постановление от 03.03.2018 № 222). В августе был принят федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — закон № 342-ФЗ).

Согласно ст. 26 этого закона с 1 января 2020 года недоустановленные, то есть ориентировочные и расчетные (предварительные), санитарно-защитные зоны перестанут существовать.

Системный анализ градостроительного и земельного законодательства, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения приводит нас к следующим выводам.

  1. В СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не предусмотрено применение ориентировочных санитарно-защитных зон, в этих правилах использовался только термин «ориентировочный размер». 
  2. Ни новые, ни старые правила не предусматривают установление расчетных, а тем более ориентировочных, санитарно-защитных зон.
  3. Предусмотренная СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 расчетная санитарно-защитная зона носит предварительный характер и не предназначена для самостоятельного использования без подтверждения расчетных параметров результатами натурных наблюдений и измерений. 
  4. Правовых оснований для внесения в правила землепользования и застройки, а также в градостроительные планы земельных участков так называемых ориентировочных и расчетных санитарно-защитных зон не имеется. 
  5. Согласно новому порядку изменению подлежат только установленные санитарно-защитные зоны. 
  6. Внесению в правила землепользования и застройки, а также в градостроительные планы земельных участков подлежат только санитарно-защитные зоны, установленные в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 или новыми правилами. 
  7. Недоустановленные, то есть так называемые ориентировочные и расчетные санитарно-защитные зоны, которые необоснованно отображены в генпланах и правилах землепользования и застройки, а также в градостроительных планах земельных участков, не подлежат применению.

Что будет с недоустановленными санитарно-защитными зонами

Как уже говорилось выше, с 1 января 2020 года ориентировочные и расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекратят существовать, а ограничения использования земельных участков в них перестанут действовать.

До 1 октября 2019 года собственники зданий и сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные или расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, обязаны подать в Роспотребнадзор заявления об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных или расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон.

Правообладатель может прекратить использовать, ликвидировать (в том числе снести) объект или же изменить вид его разрешенного использования и назначение таким образом, что биологическое воздействие объекта на среду обитания человека не будет превышать установленных гигиенических нормативов. Тогда правообладатель обязан в срок не более одного месяца со дня наступления указанных обстоятельств представить в Роспотребнадзор заявление о прекращении существования санитарно-защитной зоны.

Физические лица, юридические лица, органы госвласти или органы местного самоуправления вправе без заявления правообладателя провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта).

При наличии оснований по итогам исследований можно: 

  •  уменьшить размер СЗЗ;
  • прекратить действие отдельных ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны; 
  • прекратить существование СЗЗ. 
Для этого нужно представить в Роспотребнадзор соответствующее заявление.



Другие новости категории "Законодательство"

С 2023 года сотрудникам, работающим по гражданско-правовым договорам, оплачиваются больничные, отпуска по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком.
С 1 января 2023 года заявления о регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, будут подаваться исключительно в электронном виде с использованием единого портала госуслуг.
Минстрой считает, что все действующие меры поддержки строительной отрасли в России необходимо продлить на следующий год, заявил на конференции Сбербанка по девелопменту замминистра строительства и ЖКХ РФ Никита Стасишин.
Что это значит? С 14 июля порог по обязательному контролю повысили с 600 тысяч до миллиона рублей. Это позволит снизить нагрузку на субъектов 115-ФЗ, считают законодатели. Рассказываем, как теперь направлять отчеты, и разбираем другие нововведения.
Минстрой готовит изменения к своду правил проведения мониторинга технического состояния мостов (СП 274). Цель — получение более точных результатов оценки эксплуатационных качеств мостов для обеспечения их своевременного ремонта и реконструкции.
Согласно принятому закону, при расселении аварийного жилья региональные власти смогут предоставлять собственникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, субсидии на приобретение жилья или компенсировать проценты по ипотеке.



Фото-видео галерея